Сатанист и его мировоззрение
Особой благодарности удостаивается Sathur — за ценную идею по теме.
I. Основное отличие сатанизма от других мировоззрений
Описывая человека как представителя определенного мировоззрения, люди обычно говорят только о самом мировоззрении, и редко обращают внимание на его личностные качества, которые способствовали формированию такого мировоззрения. Это может быть удовлетворительным для мировоззрений, основанных на массовой идеологии или религии, но совершенно неприемлемо для сатанизма.
Мировоззрение большинства людей есть не столько продукт их собственных размышлений, сколько результат влияния на них тех или иных распространенных в обществе идей. "Идея, овладевшая массами, становится материальной силой" /© В.Ленин/ Большинство людей как раз и являются этими массами, которыми овладела идея, или сразу несколько идей, зачастую противоречащих друг другу. Их мировоззрение представляет собой взаимную адаптацию этих идей к их личности и их личности к этим идеям.
Сатанизм — мировоззрение личности, а не масс. Основу своего мировоззрения сатанист формирует сам, и только некоторые детали заимствует из внешней среды. Можно сказать, что каждый сатанист в ходе своего становления как личности изобретает сатанизм заново. Но при этом независимо друг от друга сатанисты приходят к одинаковым идеям, потому что у них есть много общих черт характера. Именно эти общие личностные качества и есть то, что объединяет сатанистов.
Как ни покажется странным большинству людей, но именно по вопросу о природе Сатаны между сатанистами имеется больше всего разногласий. Но это не мешает сатанистам, имеющим разное мнение на этот счет, быть единомышленниками. Ведь независимо от того — каков из себя Сатана: личность он или безличностная сила, в каком виде он существует во Вселенной, — его характер остается близким каждому сатанисту. Разногласия между сатанистами существуют о форме, а не о содержании понятия Сатана.
Сатанист подобен Сатане и стремится еще больше развить в себе сатанинские черты. Но это не сознательное подражание, а просто наиболее естественный для него путь развития. Если бы потенциальный сатанист ничего не знал о Сатане и никогда не слышал этого имени — он все равно развивался бы в таком же направлении. Можно сказать, что в каждом сатанисте живет частица Сатаны.
Поэтому следует говорить о первичности сатаниста как индивида, обладающего определенными характеристиками, по отношению к сатанизму как мировоззрению, наиболее естественному для индивида с такими характеристиками. Сатанизм — это не совокупность идей, а путь развития личностей определенного типа. Идеи сатанизма логически следуют из особенностей этого типа личности и самого процесса развития.
Сатанизм — мировоззрение динамическое, постоянно развивающееся. Конечно, другие мировоззрения тоже иногда развиваются, но это не является их внутренней сутью. Можно сказать, что большинство мировоззрений могут развиваться, а сатанизм не может не развиваться. Поэтому адекватно охарактеризовать сатанизм возможно только в контексте его истории и вероятных перспектив на будущее, а также самого процесса личностного развития.
II. Сатанист как особый тип личности
Когда речь идет о личностных качествах, следует понимать, что они имеют разную природу. Некоторые из них врожденные, иные же формируются только во взрослом или почти взрослом возрасте. К одним чертам характера сатаниста общество может быть безразлично, другие вызывают у людей неприязнь, противоречат общественной морали — и родители пытаются искоренить их у ребенка в процессе воспитания.
Учитывая все это, можно разделить черты характера сатаниста на
две группы.
1) качества, которыми сатанист обладает изначально;
2) качества, которые сатанист стремится в себе развить, если они у него отсутствуют или
развиты недостаточно.
К первой группе относятся врожденные качества, которые не становятся
в детстве объектом воспитания (т.е. общество не способно или не считает критически важным
вдолбить ребенку прямо противоположные качества). Ко второй группе следует отнести качества,
которые могут быть присущи только взрослому индивиду, а также качества, для выработки в себе
которых необходимо избавиться от внушенных в детстве установок. Такая модель следует
из присущего сатанисту стремления к развитию, и отражает процесс этого развития.
Теперь уже рассмотрим конкретно: какими качествами обладает и стремится обладать сатанист.
1. Качества, необходимые для сатаниста — так сказать, стартовая площадка Левого пути. Отсутствие хотя бы одного из них указывает, что индивид сатанистом не является.
Постоянное развитие. Сатанист никогда не упускает случая усовершенствовать свои знания и умения в нужных ему областях. (Именно в нужных ему, а не в тех, которые общество считает нужными для любого человека или окружающие люди считают нужными для него.)
Индивидуализм. Мнение других не является для сатаниста основанием для каких-либо действий или изменения собственного мнения, за исключением случаев, когда он сам считает это мнение разумным или когда поступить иначе было бы опасно для его жизни, здоровья или благосостояния. (Под опасностью для благосостояния понимается риск потерять все до копейки, а вовсе не упущенная возможность заработать еще денег, когда их и так достаточно.)
Непокорность. Сатанист стремится избежать зависимости от кого-либо и чего-либо; если же это невозможно, старается свести эту зависимость к минимуму. (Из этого также следует, что сатанист не продаст свою свободу ни за какие материальные или иные выгоды.)
Творческий подход. Везде, где это возможно и целесообразно, сатанист создает собственные идеи и эстетические образцы, а не повторяет уже готовые. (Например, если сатанист занимается искусством — он отражает в нем свою собственную индивидуальность, а не следует канонам стиля, и т.д.)
Оценка качеств, перечисленных ниже, как полезных для себя.
2. Качества, желательные для сатаниста. Сатанист стремится выработать у себя те из этих качеств, которых ему не хватает, и развить уже имеющиеся.
Эгоизм. Сатанист все делает ради собственной пользы. Он может что-то сделать для других, только если это и ему тоже выгодно. (Эгоизм сатаниста — разумный и гибкий; например, сделать для кого-то что-то сейчас ради собственной выгоды в будущем.)
Неподверженность самообману. Сатанист считает что-либо истинным, только имея достаточные основания для этого. Сатанист готов изменить свое мнение, если появляются факты, которые это мнение опровергают. (Сатанист ни во что не верит и ничего не отрицает, он оперирует фактами и логикой.)
Ответственность. Сатанист всегда осознает свою ответственность за каждое совершенное им действие и не пытается переложить эту ответственность на других индивидов или иные внешние обстоятельства. (...а также на собственную слабость, незнание и т.д.)
Главенство разума. Сатанисту свойственно избегать совершения под влиянием эмоций или каких-то обстоятельств поступков, которые он в обычной ситуации не счел бы разумными. В идеале он стремится к тому, чтобы его сознание контролировало не только все его поступки, но и физиологические реакции его тела. Сатанист может сознательно отключать этот контроль на время, если сочтет нужным. (По сути, это логическое следствие принципа ответственности: если уж я несу за что-то ответственность, то это должно полностью зависеть от меня.)
Отход от человеческого. Сатанист стремится преодолеть ограничения, которые на него накладывает его принадлежность к виду Homo Sapiens. (Под этим подразумевается прежде всего отказ от человеческой точки зрения на мир — например, от рассмотрения ситуации на Земле только с позиции человечества; и отказ от того, что общественное мнение считает обязательным свойством человека — например, от общественного образа жизни.)
Объективная самооценка. Сатанист стремится точно знать свои силы, способности, таланты и свои слабости, недостатки, физические ограничения. Сатанист не станет колебаться, если ему нужно сделать то, что он способен сделать; но и не станет браться за дело, которое ему не по силам. (Для сатаниста одинаково нежелательны как беспричинная неуверенность в себе, так и необоснованная самоуверенность.)
Гармоничность. Сатанист стремится к тому, чтобы его взгляды не противоречили его сущности; чтобы между разными частями его мировоззрения не было противоречий; чтобы его образ жизни, действия, вкусы и т.п. не противоречили его взглядам. (Сатанист — цельная личность, самостоятельно формирующая свои взгляды в соответствии со своими личными особенностями, а не заимствующая отдельные понравившиеся моменты у других. Мировоззрение сатаниста — цельная философская система, а не набор идей, выхваченных из разных источников.)
Преодоление себя. Сатанист стремится изжить те особенности своей личности, которые мешают ему развиваться. (Собственное прошлое не должно мешать сатанисту двигаться в будущее.)
Использование людей. Везде, где это возможно и целесообразно, сатанист стремится использовать людей для достижения своих целей, учитывая интересы людей лишь в той мере, в какой это нужно для достижения поставленной сатанистом цели. (Человек для сатаниста не цель, а средство.)
Таким образом, можно сделать вывод, что сатанистами (или, по крайней мере, потенциальными сатанистами) — рождаются. Хотя, вероятно, не все, рожденные сатанистами, находят себя.
Все сказанное выше про сатанистов, в принципе, вполне применимо ко всем идущим по Левому (Темному) пути, вне зависимости от того — как они себя называют. Личные качества, а не мировоззрение — вот что направляет индивида на Левый путь. А его мировоззрение уже формируется на основе его личных качеств.
Сатанист — это тот, кто обладает определенными качествами, а не тот, кто придерживается определенного мнения. Сатанистом невозможно стать в один момент; можно только, уже будучи таковым, осознать этот факт.
III. Формирование сатанистского мировоззрения
Поскольку сатанисты имеют много общих черт характера — они независимо друг от друга приходят к общим идеям, логически вытекающим из этих черт. Эти идеи и составляют основу сатанизма как философии. Рассмотрим их соответствие чертам характера сатаниста.
Постоянное развитие + Преодоление себя. Сатанизм — мировоззрение динамичное и развивающееся. Сатанист создает свою философию, но никогда не скажет, что он закончил ее создание, — это процесс, который длится всю жизнь. По той же причине сатанист не испытывает ни малейшего почтения к прошлому и традициям, и его мировоззрение не может содержать элементов консерватизма. Преодоление себя распространяется не только на сатаниста как личность, но и на сатанизм как философию: превзойти старые идеи, которые были актуальны в прошлом (например — философия Ницше и Штирнера), и выдвинуть новые для будущего. Соответственно, для человечества сатанизм так же утвердает необходимость преодолеть себя, эволюционировать в более развитую форму разумных существ.
Индивидуализм + Эгоизм Сатанизм — это только личное мировоззрение сатаниста. Оно никогда не будет коллективным. По той же причине сатанист понимает, что мировоззрение других сатанистов отличается от его собственного, и не пытается навязать им свое понимание сатанизма. В сатанизме отсутствует идеология, предназначенная для того, чтобы с ней согласились. Если сатанист создает сатанистскую организацию — в ней не может быть единого мировоззрения, обязательного для всех членов (иначе это не сатанистская организация, а организация людей, которых сатанист подчинил себе для достижения своих целей). Сатанизм устанавливает приоритет личного над общественным. Он не содержит категорий вроде "общественного блага" или "общечеловеческих ценностей". Цель существования общества по мнению сатаниста в том, чтобы создавать условия для максимально полной реализации способностей каждого индивида.
Непокорность + Ответственность. Сатанизм не требует подчиниться кому-то или чему-то. Точно так же он не приписывает силам природы или метафизическим сущностям желания поработить человека или друг друга. Свои взаимоотношения с внешним миром сатанист стремится строить на основе взаимовыгодного сотрудничества, а не доминирования и подчинения. (Хотя, если какие-то люди жаждут кому-нибудь подчиниться — то может этим и воспользоваться...) С другой стороны, сатанист не считает, что человечество или отдельные его институты (например — религиозные) чем-то виноваты или в долгу перед ним лично. Общество таково, каким оно может быть в этой стране в эту эпоху. У общественных структур своя задача, у сатаниста — своя; вступят они между собой в конфликт или нет — во многом зависит от самого сатаниста.
Неподверженность самообману + Объективная самооценка. Всякая вера есть самообман, заключающийся в том, что человек полагает, будто бы он знает что-то, хотя на самом деле он этого не знает. Поэтому в сатанизме не может быть веры во что-либо (только не следует путать принятие гипотез с верой в них). Наоборот, сатанист имеет целью в своем мировоззрении описать мир и свое место в нем максимально объективно, насколько это возможно. Также сатанист не питает иллюзий по поводу превосходства сатанистов и сатанизма над другими путями развития и теми, кто идет по ним. Сатанист не потому является сатанистом, что сатанизм правильнее или "круче", а потому, что он как личность не может быть другим.
Отход от человеческого + Использование людей. Сатанист не рассматривает себя как часть человечества, что находит отражение в его мировоззрении. Сатанизм не рассматривает человека как какую-то особую ценность. Люди для сатаниста — средство для достижения его собственных целей. Соответственно, сатанизм полагает, что и для природы человек также не является особой ценностью, а только лишь одним из объектов ее экспериментов по созданию разнообразных форм жизни, и, возможно, — инструментом для преобразования мира определенным образом. Сатанизм поддерживает увеличение разнообразия форм разума и приветствует любые возможности появления нечеловеческих и сверхчеловеческих разумных существ.
Главенство разума + Гармоничность. Сатанизм полагает, что знания об окружающем мире есть результат наблюдения и анализа, а не откровения или пророчества. Только то, что постигнуто разумом, является знанием. Между разными областями знания не должно быть противоречий, поскольку окружающий мир внутренне не противоречив. В природе нет борьбы враждебных лагерей, а только взаимодействие различно направленных сил, не питающих друг к другу никаких эмоций и совместно выполняющих общую задачу. Конфликты между людьми на основе эмоциональной антипатии или идеологических разногласий являются локальным явлением планеты Земля, и нет никаких оснований для экстраполяции их на всю Вселенную.
Творческий подход. Повторение и комбинирование старых идей и форм не способно привести к появлению чего-то нового. Всякое продвижение вперед есть результат творчества. Природа также постоянно создает новые формы живых и неживых объектов, а не только повторяет то, что уже было раньше.
Все составляющие сатанистского мировоззрения есть продукт творчества сатаниста и поэтому сугубо индивидуальны. Здесь рассмотрены только общие идеи, к которым приходят сатанисты исходя из схожих черт характера. Взгляды разных сатанистов на другие вопросы так или иначе различаются. По этой же причине сатанизм не делится на несколько четко обозначенных направлений, потому что подобное разделение возникает из-за различного толкования единой идеологии, а в сатанизме таковой нет и быть не может. Сатанизм — это философия, созданная сатанистом, а не идеология, предназначенная для восприятия сатанистами.
IV. Значение названия сатанизм
Наилучшим названием для мировоззрения будет такое, которое в одном слове отражает то, что является общим для всех носителей данного мировоззрения. А единственное, что есть у всех сатанистов общего — это их сходство с Сатаной по характеру и устремлениям.
Таким образом, название сатанизм наиболее точно характеризует мировоззрение сатаниста, и использовать для него другое название с иной семантикой было бы самообманом. Хотя бы потому, что не придумано еще другого названия, которое адекватно отражало бы суть сатанистского мировоззрения. Все предлагаемые варианты типа: рационализм, антигуманистический атеизм, неоницшеанство — отражают только часть сатанистского мировоззрения, причем даже не бòльшую и далеко не самую важную часть, поскольку разделяемые сатанистом идеи есть производное от особенностей его личности.
Кроме того, логично задать вопрос: а зачем придумывать для сатанизма какие-то иные, менее точные названия, когда уже имеется вполне подходящее? Если причиной этого не являются подсознательные монотеистические стереотипы по отношению к Сатане, то что еще может не устраивать в названии сатанизм? Да, у людей неадекватные представления о сатанизме — но совершенно ни к чему говорить о сатанизме с теми, кто ничего в нем не понимает (точно так же вместо "о сатанизме" можно подставить: "о высшей математике", "об археологических памятниках Мохенджо-Даро" и т.д.)
Тем более неубедительно выглядят возражения типа "название сатанизм скомпрометировано перед обществом средствами массовой информации, а вот под другим названием мы могли бы..." и т.д. Средства массовой информации — не какая-то отдельная сила; они — часть общества и отражают общественную точку зрения. Принесение в жертву христианских младенцев и тому подобные не имеющие разумного основания, но страшные с точки зрения общества, действия в разное время приписывались средствами массовой информации не только сатанистам, но и иудеям, масонам, сайентологам и даже большевикам. Так что средствам массовой информации не нужно много времени, чтобы про любую группу личностей придумать все что угодно, — если они почувствуют на то запрос со стороны общества.
Сатанизм — философия, чуждая обществу как таковому. Людям свойственно бояться того, чего они не понимают, и при этом — находить оправдание своему страху, приписывая тому, чего они боятся, качества, которые могли бы стать для такого страха веским основанием. Так, человек не понимает: почему это он боится евреев — и придумывает сказки про жертвоприношения христианских младенцев и всемирную жидомасонскую мафию: чтобы было — чего бояться. И с сатанистами работает тот же сценарий.
Поэтому, даже если бы сатанисты стали называть себя по-другому: например, неоницшеанцами — это ничего бы не изменило. Лет через 5-10 все газеты стали бы писать, что Ницше завещал пить кровь христианских младенцев, чем неоницшеанцы и занимаются :-)
Также не следует забывать об оккультной стороне сатанизма. Любое иное название игнорирует этот аспект, поскольку он непосредственно связан с именем Сатаны. Конечно, в других культурах аналогичные сатанизму мировоззрения называются по-другому, но везде они связаны с мифологическим персонажем, близким Сатане по характеру. Хотя в принципе можно называть свою философию по имени Темных сущностей из других культур, но для этого нужно понимать эту культуру лучше, чем ту, среди которой ты живешь, что бывает довольно редко. А в европейской культуре Темный путь прочно связан с именем Сатаны и других Тёмных героев мифологии (Люцифер, Белиал, Левиафан и т.д.)