И снова о сексуальной революции

Darth Kir


1. Предисловие

На мысль написать на данную тему меня натолкнула недавно опубликованная на сайте “Прогрессора” статья Виктора Аргонова “Перспективы второй сексуальной революции”[1]. В ней автор вполне логично предполагает будущую замену “комплексного обеда” брака на отдельные, независимые решения по каждой из его составляющих:
· имущественно-хозяйственной;
· выращивания потомства;
· интимной
– и в итоге полный вывод последней за рамки каких-либо ограничений. Данная идея, с личностной точки зрения, выглядит весьма логичной и привлекательной. Однако, как и у многих других авторов, идея сексуальной свободы рассматривается исключительно как некое достижение прогресса, предоставляющее больший комфорт индивидууму. И, разумеется, такой односторонний подход является поводом для нападок на нее со стороны всевозможных моралистов, основной аргумент которых звучит примерно так: сексуальная распущенность есть абсолютный эгоизм и полное пренебрежение интересами общества ради сиюминутных удовольствий. Да, естественно, личный комфорт для любого разумного эгоиста всегда будет стоять на первом месте. Но попробуем перевести вышеозвученную претензию с моралистического языка на конструктивный и поставим вопрос так:

Является ли эгоизм сексуальной свободы разумным, т.е. согласующимся с интересами выживания и прогресса человечества как вида?

Начнем поиск ответа на этот вопрос несколько издалека.



2. Немного теории – потребности и драйвы

Для начала нам потребуется некая психологическая модель человеческих мотиваций, с помощью которой мы далее попробуем проанализировать некоторые процессы, происходящие в общественном сознании.

Американский исследователь Абрахам Маслоу ввел в психологию разделение потребностей человека, основанных на его биологической природе, на некие группы, расположенные иерархически, от “низших” к “высшим”[2]. При этом по Маслоу человек сосредотачивается на потребносях более “высокой” группы тогда, когда потребности более “низких” групп удовлетворены в значительной степени. Последователи Маслоу окончательно оформили эту теорию в виде “пирамиды потребностей” или “пирамиды Маслоу” (в порядке от “низших” потребностей к “высшим”):
· Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
· Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни.
· Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
· Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
· Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.

В то же время Зигмунд Фрейд ввел в психологию понятие драйва – особого механизма, стимулирующего человека на действия по удовлетворению потребности. Процесс активации драйва при сильной неудовлетворенности соответствующей ему потребности исследователи назвали фрустрацией. Многие психологи полагают, что драйвы являются единственным механизмом, побуждающим человека к какой бы то ни было деятельности.

В разное время различные исследователи предложили множество вариантов пирамиды потребностей. Меня осбенно заинтересовал вариант, опубликованный Дмитрием Верищагиным и Кириллом Титовым в их пособиях школы ДЭИР[3][4]:
· безопасность – выживание, реализация инстинкта самосохранения;
· потребление – вся совокупность материальных потребностей;
· размножение – реализация сексуального инстинкта и продолжения рода;
· экспансия – освоение новых пространств, расширение сферы своего влияния (к этой группе относят, в том числе, и стремление, например, к новым знаниям);
· социальный пакет – потребность быть признанным окружающими, обретение комфортного места в социуме.

Т.е. предполагается следующее развитие человеческого существа: сначала решается вопрос выживания в принципе; далее идет удовлетворение материальных потребностей сверх минимума, необходимого для выживания (потребление); после этого удовлетворяется потребность в продолжении рода (размножение); потом наступает очередь экспансии; а заканчивается все обретением признания в обществе (социальный пакет).

(Я прошу часть читателей, настроенную строго материалистически, не смущаться моей аппеляцией к публикациям эзотерического толка: в них нередко удается найти психологические модели и построения, вполне пригодные для использования в исследованиях, лишенных какой-либо мистики.) Далее Верищагин и Титов сопоставили 5ти основным группам потребностей 5 “обобщенных драйвов” Фрейда и получили некую упрощенную модель мотивации человеческого поведения.

У меня же по причинам, которые будут обьяснены немного позже, возникла необходимость подправить название одного из пунктов этой модели: поменять “размножение” на “сексуальность” – и получить следующий итоговый список:
· безопасность;
· потребление;
· сексуальность;
· экспансия;
· социальный пакет.

Разумеется, такая “модель 5ти драйвов” выглядит весьма упрощенной, я бы даже сказал, примитивной. Но мы не будем сейчас спорить, полным ли является этот набор, существуют ли некие “высшие”, не основанные на драйвах и инстинктах, мотивы человеческого поведения. (Или, к примеру, самой ли высшей потребностью из списка является пресловутый социальный пакет.) Как мы убедимся далее, даже применение такой простой модели может привести к достаточно интересным выводам.

И теперь мы обратимся к известной истории человечества и попробуем проследить роль выделенных нами драйвов в массовом общественном сознании.



3. Немного истории: от первобытности к постиндустриалу

Не секрет, что среди моралистов и борцов за нравственность бытует мнение, что общества древности, начиная с Греции и Рима, а особенно раннехристианские, были основаны на гораздо более высоких “нравственных идеалах”, “высших ценостях” “ума, чести и совести”, а история человечества, начиная с Ренессанса, есть история постепенного падения нравов и все большего превращения людей в “толпу совокупляющихся животных”. Попробуем проанализировать, так ли это. Но обращать внимание мы будем именно на мотивы и ценности, реально усвоенные массовым сознанием, а не просто задекларированные социальной верхушкой и бездумно заученные рядовым обывателем абсолютно без осознания их содержания.

При таком подходе нетрудно обнаружить, что в первобытные времена вся деятельность человеческих сообществ была подчинена исключительно требованиям выживания, поскольку для человека тех времен, окруженного враждебной природой, именно это вопрос стоял наиболее остро. В последующую далее эпоху рабовладельческого строя уже появилась первая элита, в своем развитии поднимавшаяся существенно выше по пирамиде Маслоу, однако большая часть участников экономической деятельности (а попросту говоря, рабов) занималась ею исключительно под угрозой насилия (т.е. ради все того же элементарного выживания). А соблюдать принятые в обществе правила поведения большинство его членов было вынуждено не во имя высоких идеалов, и даже не под страхом некоей “кары богов”, а под вполне реальной угрозой наказания со стороны жрецов (далее – церкви) и государства. Т.е., по нашей модели, основным движителем древних обществ оказывается простая фрустрация драйва безопасности, с небольшой толикой драйва потребления. Это были общества выживания, управляемые контролем выживания (насилием). Недаром за подавляющее большинство преступлений в те времена предусматривалась исключительно смертная казнь.

Далее при последовательной смене общественных формаций (рабовладение - феодализм - промышленный капитализм - постиндустриал) происходит постепенный переход от насильственной экономики к экономике, все более и более основанной на материальной заинтересованности работников в результатах своего труда. Т.е. переключение мотивации к труду с драйва безопасности на драйв потребления. И окончательно данный процесс завершается в современном постиндустриальном обществе, абсолютно точно называемом социологами обществом потребления. Управляется это современное общество так же, в первую очередь, контролем потребления (кредиты, налоги, штрафы и т.п.).

Т.е. вся обозримая история человечества со времен появления первых государств и до наших дней, при всем многообразии внешних проявлений, в основе своей оказывается всего лишь историей переключения экономической деятельности и связанного с ней массового сознания с драйва безопасности на драйв потребления.

Банально, но факт. При этом можно так же заметить, что, в полном соответствии с теорией Маслоу, в недрах современного общества потребление начинает все больше просыпаться драйв сексуальности, и соответствующие ему ценности начинают занимать в общественном сознании все большее место. Об этом свидетельствуют и “первая сексуальная революция” в развитых странах конца XX века и, например, все большее использование “сексуальной стимуляции потребления” при рекламе товаров и услуг. Соответственно, можно предположить, что:

Развитие общественного сознания происходит по пирамиде потребностей: от выживания к потреблению и далее к сексуальности.

Т.е. надо полагать, что вслед за обществом потребления нас ожидает фаза “общества сексуальности” с доминированием ценностей соответствующего драйва.

Можно сделать также еще один дополнительный вывод: История пока не знает ни одного общества, массовое сознание которого было бы реально основано на каких-либо “ценностях высшего порядка”. Возьмем для примера общества США, СССР  и современной России. “Высшие ценности” – абсолютно разные. Но попробуем сравнить основные черты образа жизни представителя американского среднего класса (большинство их общества), советского гражданина “эпохи развитого социализма” и представителя среднего класса современной России. В сухом остатке получим те же: дом – работа – кино по выходным+время в кругу семьи – у некоторых спортзал – раз в год отдых на море. Почему? Да потому что среднестатистический обыватель работает не за “торжество идеалов демократии”,  не за “свободу, равенство, братство и мир во всем мире” и не за “подъем страны с колен”, а все за ту же зарплату (в советском варианте + квартиру по очереди и профсоюзную путевку на это самое море).  Возьмем другой пример. Есть такая “высшая ценность” – “свобода”. Советские школьники с раннего детства начинали учиться писать со строчек “мы – не рабы, рабы – не мы”. И далее несколько поколений советских людей искренне считали себя свободными, несмотря на тоталитарное рабство от ЦК и обкомов. А американцы с детства учат “Декларацию независимости” и “Билль о правах” и потом крайне редко задумываются, насколько их свобода ограничена кошельком, за размером которого строго следит налоговое ведомство, и тем законодательно-судебным беспределом, при котором ”даже кошке нужны адвокаты”. А если вспомнить, к примеру, про свободу предпринимательства, то она с тех времен, когда писались вышеупомянутые документы, или времен, когда творили Эдисон и Тесла, вообще неуклонно сокращается. И немцы тоже считают себя свободными в своей стране, где за несколько незначительных превышений скорости за рулем человека лишают водительских прав, а потом подвергают долгой, дорогой и унизительной процедуре их возврата. Все это приводит нас к следующему выводу:

Ценности высшего порядка” если и существуют, то оказываются продуктом сугубо индивидуального развития уже достаточно продвинутой и зрелой личности. Попытка же их внедрения в массовое сознание приводит к их неизбежному выхолащиванию и весьма слабому влиянию на реальную жизнь общества. Соответственно, в обозримом будущем формирование массового общественного сознания возможно лишь на основе базовых человеческих потребностей.



4. Достоинства и недостатки общества потребления

Итак, мы имеем в современном “цивилизованном” мире набор более-менее “демократических” социумов, отличающихся фантомными идеологическими надстройками, при единой основе реально работающих потребительских мотивов и ценностей. Колоссальное преимущество драйва потребления над драйвом безопасности продемонстрировала вся история капитализма, позволившая за последние 300 лет совершить технологический скачок, равного которому не знали несколько предыдущих тысячелетий. Однако есть у этого драйва и свои недостатки. Дело в том, что

драйв потребления заставляет человека работать, но не развиваться.

А точнее, развиваться лишь до степени, позволяющей ему обеспечить себе комфортный уровень этого самого потребления. А такая необходимость исчезает либо поcле получения специальности, когда дальше можно просто “двигаться по накатанной”, либо по достижении годам к 30 некоего “потолка в карьере”. В итоге годам к 25-30 развитие личности прекращается, и далее им занимаются лишь единицы. В большинстве случаев личность к этому моменту еще не успевает “созреть” настолько, чтобы развитие стало самоценным. Таким образом,

драйв потребления как стимул развития личности обладает достаточно низким потенциалом; следовательно, для продолжения саморазвития необходимы иные стимулы.

При этом до фазы “общества экспансии” при которой саморазвитие станет реальной, независимой ценностью в общественном сознании нам еще очень и очень далеко. Соответственно, необходим иной, отличный от потребления, драйв, уже достаточно активный в общественном сознании, который бы обладал большим потенциалом “вторичной стимуляции” драйва экспансии и связанного с ним саморазвития личности. И это заставляет нас обратить самое пристальное внимание на человеческую сексуальность.



5. Сексуальный драйв как стимул саморазвития

5.1. О мощности сексуального драйва

Первое, что заставляет обратить внимание именно на сексуальный драйв – это его колоссальная мощность. История знает грандиозный пример применения этой мощи – успех раннего ислама. Обратим внимание на следующие аспекты данной религии и связанных с ней традиций:

1. Ислам разрешает многоженство. Однако при этом, чтобы взять себе нескольких жен, мужчина должен, во-первых, заплатить родителям калым, прямо пропорциональный сексуальной привлекательности девушки, а далее быть способным обеспечить всех жен экономически. Более того, традиции некоторых исламских народов предполагали строительство для каждой жены отдельного дома. Т.е., по сути получалась не одна семья, а несколько, обеспечиваемых одним мужчиной. Можно ли было заработать на такую жизнь трудом в поле? – Вряд ли.
2. Кроме жен, мужчина еще, в теории, может позволить себе наложниц, хоть полный дом. Но при этом нельзя бесчестить правоверных мусульманок, делая их наложницами. Соответственно, куда нужно отправиться за новыми девочками? Туда же, куда и за обеспечением для жен. Т.е., в завоевательный поход.

И вот на этой фрустрации сексуального драйва арабы в V-VI веке завоевывают полмира. Разумеется, был задействован не только он. Тут и драйв потребления (добыча в походе). И безопасность для женщины, которую может дать умелый воин, и освоение новых земель как экспансия, и высокий социальный статус вернувшегося из похода победителя. Однако явная подчиненность некоторых прочих драйвов сексуальному (умелый, богатый воин с высоким социальным статусом – самый завидный жених) а так же тот факт, что по исламу праведника и в раю ожидают прекрасные гурии, заставляет предположить явно осознанное выведение этого драйва на одно из ведущих мест. При этом заметим, что само по себе завоевание новых земель относится к сфере драйва экспансии, который у большинства людей проявляется гораздо слабее тех же потребления или безопасности. Однако подкрепление его мощью драйва сексуального резко меняет картину. Почти все народы в те или иные времена ходили в завоевательные походы ради богатой добычи (т.е. потребления). Но именно арабам, четко и последовательно поставившим сексуальность на службу своей экспансии, удалось создать грандиозный халифат – одну из крупнейших империй в истории. И не только создать. Раскрытая сексуальность позволила им еще и плотно заселить завоеванные земли, прочно укоренив на них свою культуру. Мы до сих пор имеем полмира “исконно арабских” земель Ближнего Востока и Северной Африки. При всем лично моем неприятии ислама в современном мире, приходится признать поразительный факт: во времена, когда большая часть населения планеты делала первые робкие шаги от выживания к потреблению, удалось создать массовую идеологию экспансии, основанной на сексуальности.

Дальнейшую судьбу ислама, оказавшегося в условиях, когда продолжение экспансии уже невозможно, не сумевшего вернуться на грешную землю феодальной экономики с их банальными выживанием-потреблением, и начавшего откровенно гнить, мы здесь анализировать не будем. А просто запомним вывод:

Грамотно направленная мощь сексуального драйва по своему потенциалу сравнима с ядерным топливом мира физики. Подкрепленная этой мощью экспансия становится практически неодолимой.


5.2. О размножении и сексуальности

Есть еще один важный аспект, без которого наше дальнейшее исследование не имело бы особого смысла. Как я уже писал выше, в изначальной версии пирамиды “Титова-Маслоу”, группа потребностей номер 3 называлась размножением. Я же вполне осознанно переименовал ее в “сексуальность” как название, более соответствующее реалиям современности. Связано это с тем, что сейчас в общественном сознании прослеживается четкая тенденция к трансформации инстинкта размножения в сексуальность, когда секс и получаемые от него физическое и эмоциональное наслаждение становятся основным мотиватором, в то время как потомство – чем-то необходимым, но вторичным. Эта тенденция крайне не нравится сторонникам религии и морали, и, как мы увидим далее, является прогрессивной. Дело в том, что современная потребность в потомстве на порядок меньше имеющегося у человека потенциала полового влечения. Планета близка к перенаселению, количество войн упало в разы, вопрос выживания вообще не стоит перед жителями развитых стран. Чтобы иметь троих детей (практический предел для семьи в развитом обществе), при удачном стечении обстоятельств достаточно за всю жизнь всего трижды(!) заняться сексом. Очевидно, что такая мизерная потребность не в состоянии полностью раскрыть сексуальный потенциал человека, а ограничение подобными рамками вряд ли позволит его задействовать для каких либо еще целей. Таким образом:

Естественная трансформация инстинкта размножения в самоценную сексуальность является единственной возможностью для сохранения потенциала данного драйва и его будущего использования в иных целях.


5.3. О ярких личностях

Если теперь перейти от “ядерного оружия” к более “мирному атому”, то стоит вспомнить следующее. Внимательно изучая как историю, так и современность, можно обнаружить, что для большинства талантливых, ярких личностей всех времен характерна весьма бурная интимная жизнь. У них, как правило, либо несколько браков, либо один брак и немало связей на стороне, либо и то, и другое сразу. По-настоящему моногамных среди них единицы. И всю свою жизнь такие личности почти постоянно окружены множеством сексуальных партнеров, реальных или, по крайней мере, потенциальных. Причем эта черта практически не зависит от конкретной сферы деятельности такого индивидуума. Здесь и художники с их “музами”, и писатели, и ученые, и полководцы, и государственные деятели. И тут не так уж важно, что в ряде случаев потенциальных партнеров к таким людям может привлекать “расчет, а не чувства”. Важен сам факт:

Развитая, яркая личность, как правило, сексуально привлекательна.

А поскольку такое продолжается веками, в коллективном бессознательном человечества давно уже сформировалась архетипическая связь между развитием личности и ее привлекательностью для потенциальных партнеров. А значит,  возможна работа этой связи и в обратную сторону, то есть:

Осознанное или подсознательное стремление к сексуальной привлекательности может являться мощным стимулом для развития личности.

При этом обратим внимание: склонность к саморазвитию опять-таки относится к области относительно слабо проявляемого драйва экспансии, если он действует сам по себе. А подкрепив его драйвом сексуальности, можно получить эффект “арабского халифата в миниатюре” с соответствующим рывком вперед.

Осталось ответить на вопрос: почему этот механизм стимуляции не работает уже сейчас, а, точнее, не работает так мощно и массово, как этого можно было бы ожидать?


6. И снова о семье и морали

Давайте-ка вспомним, что еще обычно успевает случиться с индивидуумом к тем самым “роковым” 25-30 годам? Правильно, он успевает создать семью. И ограничить свою сексуальность рамками брачных обязательств. После чего стремление к сексуальной привлекательности не поощряется общественной моралью, становится поводом для ревности “законного” партнера (“Ты для кого так вырядилась?!”) и угрозой сохранению брака. Я уже писал в одной из своих прежних статей, с каким подозрением рекомендуют борцы за прочность семьи относиться к любым новым интересам и увлечениям партнера. И сексуальность угасает, а вместе с ней и стремление развиваться. Лишь у очень небольшой части людей это стремление в дальнейшем поддерживается карьерным ростом (экспансия + соц.пакет). Но, лишенные поддержки сексуального, эти два драйва действуют на порядок слабее. Иными словами:

Ограничение сексуальности узами брака ставит на дальнейшем развитии большинства индивидуумов большой и жирный крест.



7. О перспективах

Представим на мгновение, что из брака исключено требование моногамии и запрет на связи на стороне. Что сексуальность в обществе не задавливается, а поощряется, и одновременно подчеркивается важность саморазвития для повышения привлекательности. Мы получаем мощнейший стимул для развития личности, действующий, по меньшей мере, до 40-50 лет. Да, возможности, сексуального драйва тоже не беспредельны. Они ограничиваются как биологическими возможностями организма, так и психологической стороной человеческой жизни. Рано или поздно индивидууму просто надоест гоняться за сексом и новыми партнерами. Только произойдет это не 25-30ти годам, а к 40-50ти. А это +15-25 лет активного развития. Т.е. шанс получить на порядок больше развитых, ярких людей. Плюс к этому моменту уже существенно больше шансов, что у личности, уже привыкшей к саморазвитию, оно станет чем-то самоценным (естественный переход от сексуальности к экспансии по пирамиде потребностей), и, быть может, в этот период зрелости у нее уже появятся те самые индивидуальные ценности “высшего порядка”, которые веками пытаются привить обществу величайшие умы всех времен.  Как знать…

Прогресс же цивилизации в целом при таком раскладе явно ускорится. Соответственно, ответ на вопрос о “разумности эгоизма сексуальной свободы” мы уже получили.

Но и это еще не все. Мы пока говорили только о перспективах индивидуального развития. А ведь сексуальность – еще и мощный инструмент формирования групп.


7.1. Добавим немного соционики

Примеры эффективной совместной деятельности сексуальных пар вроде супругов Кюри общеизвестны. Но это далеко не предел возможного. Есть такая наука о взаимоотношениях – соционика. Суть ее в следующем. Люди по своим психологическим особенностям подразделяются на 16 психотипов, условно называемых именами известных исторических либо литературных персонажей. Далее исследуется 16 типов взаимоотношений каждого психотипа с другими. Мы не будем сейчас рассматривать все возможные типы отношений, остановимся лишь на двух, как правило, наиболее важных для каждого индивида.

Дуальные отношения – это отношения так называемого полного дополнения. Дуал считается идеальным супругом, гармонично компенсирующим все слабости психики индивида. Пребывание в его обществе является особенно комфортным и гармоничным.
«Эти отношения - самые удобные, там не нужно приспосабливаться друг к другу. Общаясь с дуалом, человек может оставаться самим собой. Происходит естественное, самой природой обусловленное разделение обязанностей, и человек в такой паре получает возможность заниматься посильным и интересным для себя делом.» [5]

Условным недостатком дуальных отношений можно назвать их чрезмерное спокойствие. Но тут на помощь приходит активатор. Вот описание отношений активации:
Эти отношения - самые легкие, общение завязывается почти сразу. Никаких затруднений в общении не возникает, что поначалу приятно удивляет. Партнеры как бы "разогревают" друг друга" поощряют активность друг друга. Такое общение, особенно при благоприятствующих подтипах, очень притягивает. Контакт здесь устанавливается быстрее, чем с дуалом. Однако с течением времени наступает "перегрев", появляется усталость от партнера, постоянно вас активизирующего. В этом случае от него нужно отдалиться. Через некоторое время опять хочется испытать действие активизации. Отношения могут приобрести характер пульсации.” [5]

Если отрешиться от традиционного воспитания – легко понять, что активатор – это идеальный любовник. Не супруг, а именно любовник, со всем набором свойств, необходимых для такого типа отношений. Не в этом ли секрет порой годами стабильно существующих классических “любовных треугольников” типа “индивид-супруг-любовник”? Оказавшийся в вершине такого треугольника индивид, очевидно, остро нуждается в обоих своих партнерах. Исчезновение любого из них сделает его жизнь менее полноценной и насыщенной. И любую попытку насильно вернуть себя в рамки традиционных отношений, расставшись с любовником, или, еще того хуже, попытавшись заменить им супруга, иначе, как роковой ошибкой, и назвать-то нельзя. Иными словами:

Человек не моногамен уже хотя бы потому, что остро нуждается по меньшей мере в двух типах сексуально-психологических отношений, принципиально недостижимых в одной паре.

А далее соционика обнаруживает, что две правильно подобранные дуальные пары могут образовать квадру, в которой отношения внутри пары дополняются активаторными отношениями между парами.

При этом показывается, что квадра по своей прочности и эффективности на порядок превосходит дуальные пары по отдельности. Недостатки всех типов попарных отношений компенсируются отношениями с другими участниками. В результате общение внутри группы оказывается максимально комфортным и неконфликтным, а совместная деятельность – эффективной.

А теперь снова выйдем за рамки традиционных ограничений и представим себе “шведскую семью” из четырех человек, образованную по принципу квадры, где дуальные и активаторные отношения дополнены сексуальной составляющей. Очевидно, прочность и эффективность квадры сработает и тут, породив полноценную и гармоничную систему взаимоотношений, намного превосходящую по качеству традиционную семью. А далее предположим, что это не просто семья для удовлетворения личных потребностей ее членов, а команда, объединенная общей внешней целью. Очевидно, что двигаться к этой цели она будет с неотвратимостью танкового батальона.

И чтобы это сработало, члены команды должны всего лишь раз и навсегда забыть о ревности. Т.е. обладать здоровой психикой, не изуродованной традиционным гендерным воспитанием.

И это лишь то, что лежит на самой поверхности. А сколько еще сюрпризов может преподнести нам движущая сила сексуальности?


7.2. Консерватизм в новом обличии

Разумеется, вышеупомянутые тенденции развития цивилизации устраивают далеко не всех. Всевозможные консерваторы от религии и морали всячески им сопротивляются и будут сопротивляться впредь. И не имея возможности остановить рост влияния “3го драйва”, они стараются поставить его себе на службу, вернув ему “первоначальное название” (“размножение”) и получив на следующем этапе вместо общества свободной сексуальности, общество “добропорядочных граждан”, зацикленных на выращивании своего потомства. И дело не ограничивается пропагандой “традиционных ценностей”. Если главной целью прогрессоров сейчас оказывается освобождение женщины, цель консерваторов – максимально закабалить мужчину. И методы тут самые разные. Самое безобидное в этом ряду – это попытки воспитывать мальчиков в стиле “пай-девочек”, навязывание отцам алиментов за детей, рожденных против их желания, новомодная традиция участия отцов в родах (призванная обеспечить мужчине жесткую психологическую привязку к потомству), песенки по радио неких певцов с явным недостатком тестостерона в организме чего-то про “малыша, топающего по дорожкам”, поиски некоторых “исследователей” в мужской психике “отца земного” вместо “небесного” – этакой второй “мамы в брюках”, живущей детьми и домом[6]. А дальше – хуже. Например, изначально прогрессивное движение феминизма, зародившееся с целью освобождения женщины, постепенно трансформируется в борьбу за подавление мужчин и находит свое отражение даже в законодательстве многих стран, позволяющем любой, естественный для здорового мужчины, знак внимания по отношению к привлекательной женщине сделать поводом для абсурдных обвинений в сексуальном домогательстве и насилии. Все эти потуги, конечно, вряд ли увенчаются успехом, но лишний раз обратить внимание на их смысл все же стоит.


7.3. Реальные предпосылки для революции

Вторая сексуальная революция уже, действительно, назрела. Об этом свидетельствует, с одной стороны, накопившаяся “критическая масса” индивидуумов, принципиально не желающих связывать себя узами брака, а с другой явная утрата контроля над сексуальностью современными социальными “верхами”. Большая часть даже заключаемых браков непрочна и быстро распадается, а все попытки государства и церкви заново укрепить институт семьи терпят неизбежное фиаско. Классическая ситуация “верхи не могут –  низы не хотят” уже, практически, налицо. С другой стороны, со времен окончания холодной войны наблюдается явное замедление научного прогресса, особенно в фундаментальных областях науки, и одновременно тотальная инфантилизация населения развитых стран. И вопрос стимуляции развития личности стоит как никогда остро. Дело, в общем-то, за малым. Одновременно с идеей сексуальной свободы внедрить в массовое сознание идею саморазвития как средства повышения сексуальной привлекательности, всячески укрепляя и развивая архетипическую связь, уже существующую в коллективном бессознательном.

“Сексуальная карта” не раз и не два разыгрывалась в истории. Как я уже упоминал выше, пытаются ее по мере сил использовать и для целей современного общества потребления. Делается это, надо сказать, в большинстве случаев, убого и бездарно. Один из ярких примеров – попытки рекламировать все и вся на фоне сексуального тела. А чего стоит придурковато-инфантильный образ рекламного подростка, который пьет “колу”, жует “орбит”, своевременно (полагаю, на деньги, выклянченные у родителей) приобретает супер-пупер новомодный айфон, и на него начинают толпой вешаться такие же инфантильные девицы. А при этом где-то в стенах средней школы замшелые педагоги все еще пытаются этому же подростку впарить что-то там про Толстого и Достоевского. Хочется надеяться, что на смену как примитивному пацану из рекламы, так и Пьеру Безухову с его невразумительными, оторванными от реальной жизни ценностями, придет образ яркой, образованной, сексуально-привлекательной личности, прекрасно адаптированной в социум, но при этом не останавливающейся на достигнутом, увлекающейся, постоянно ищущей новые горизонты и открытия и окруженной такими же интересными сексуальными партнерами, с которыми она не только развлекается, но и порой делает общее дело. Такие образы уже сейчас иногда встречаются в неглупых фильмах и даже некоторых рекламных роликах. Хочется верить, что дальше их будет только больше. И как свободный труд ради потребления уже однажды преобразовал этот мир, так свободное развитие ради сексуальности может преобразовать его вновь.

Сексуальная революция может стать не просто обретением большей личной свободы и комфорта. Она может оказаться переходом от общества потребления к “обществу сексуальности” с неизмеримо большим потенциалом развития личности и прогресса цивилизации.



Литература

1. В. Аргонов. “Перспективы второй сексуальной революции”.
2. А. Маслоу. “Мотивация и личность”.
3. Д. Верищагин. “Искусство”.
4. К. Титов. “Эгрегоры и кризис. Ветер перемен”.
5. В. Гуленко, А. Молодцов "Введение в соционику".
6. Дж. Болен. “Боги в каждом мужчине”.