Как американские сатанисты борются за свободу религии

Георгий Ванунц


На первый взгляд, эта детская раскраска мало чем отличается от миллионов других детских раскрасок по всему миру, но одно существенное отличие всё-таки есть: она сатанинская. В одном из заданий нам предлагают соединить точки в звезду Бафомета, в другом — пройти через лабиринт и найти Некрономикон вместе с ласковым щенком по кличке Цербер. Эта книжка называется «Большая книга активностей для детей-сатанистов», и прошедшей осенью в отдельно взятой американской школе ей удалось начисто переиграть Библию.

Всё началось ещё в 2013 году, когда школьный округ в Орандж-Каунти, штат Флорида, немного повздорил с атеистами. На тот момент местные школы не первый год периодически проводили Дни религиозной свободы, в которые представителям всех конфессий разрешалось раздавать свои учебные материалы школьникам. Всем, кроме атеистов. После судебного иска со стороны Фонда свободы от религии школьное руководство всё же позволило безбожникам распространять свои брошюры. Но уже осенью 2014-го свою ставку решила сделать и Церковь Сатаны — возможно главные антирелигиозные тролли возможно самой религиозной страны Запада.

Сатанисты решили тоже поучаствовать в Дне религиозной свободы и предоставить детям свои материалы наравне с представителями других конфессий, благо сатанизм в США внесён в реестр официально признаваемых религий. Глава Сатанинского храма Даг Меснер прокомментировал инициативу:
«Если школьная администрация собирается разрешить раздавать учащимся Библии и религиозные памфлеты, мы считаем нашим долгом убедиться в том, что учащиеся имеют перед собой весь спектр религиозных опций, а не просто скромненько стоять в сторонке, наблюдая, как церковники ведут пропаганду среди молодёжи».

В результате под натиском газетных заголовков «Сатанистам позволят раздавать свои материалы в школах» школьный округ «отложил на неопределённый срок» проведение следующего Дня религиозной свободы, мотивировав это необходимостью ещё раз уточнить, какие материалы приемлемы в рамках акции, а какие — нет. Никто не удивился, но вышло смешно — такие коллизии случаются в странах, где Конституция является действующей нормой.

Это не первая победа Сатанинского храма над религией при помощи её собственного оружия. О некоммерческой организации, зарегистрированной в Нью-Йорке, впервые заговорили в 2013 году — тогда сатанисты в чёрных мантиях пришли к вашингтонскому Капитолию, чтобы хором поздравить губернатора Флориды Рика Скотта, только что подписавшего так называемый билль 98. Документ дал разрешение на коллективную молитву в школах и на спортивных мероприятиях, сатанистские активисты отреагировали просто, но эффектно: «Спасибо, что разрешили нам славить Сатану в школах!»

За атакой на инициативу губернатора штата последовала куда более прицельная, жёсткая и, чего уж, спорная атака на Фреда Фелпса, основателя Баптистской церкви Вестборо — не первого и не последнего очага гееборчества и протестантского фундаментализма. Активисты провели на могиле матери Фелпса в Миссисипи «розовую мессу», сочетав браком две гомосексуальные пары. Пострелиз перформанса гласил: «Отныне Сатанинский храм считает, что Фреду Фелпсу следует уверовать в посмертную гомосексуальность своей матери. И никому не поколебать наших убеждений».

В следующий раз Сатанинский храм напомнил о себе, выразив намерение установить двухметровую статую прямо у здания городской администрации Оклахомы. Сидящий на троне Бафомет с мужественным торсом и козлиной головой, а также парой восхищенных детей в его ногах должен был стать ответом на монумент Десяти заповедей, несколькими месяцами ранее с позволения властей установленный местной баптистской общиной. Этому помешал небольшой форс-мажор — очевидно, впечатлившись общественной дискуссией, 29-летний Майкл Рид просто-напросто разломал Десять заповедей на две части и помочился на развалины монумента. В полицейском участке Рид сослался на приказ Сатаны. После этого Сатанинский храм отказался ставить свой постамент, выпустив следующее заявление:
«Мы не хотим, чтобы там стоял один наш монумент. Его местоположение перед зданием администрацией имело смысл только в паре с монументом Десяти заповедей в качестве посвящения американской свободе вероисповедания и толерантности».

Заявление стало маркером, с помощью которого Сатанинский храм публично провёл границу, отделив себя от малолетних гопников в футболках Slayer и экзальтированных мистиков с психическими расстройствами. Впрочем, Меснер подчёркивал исключительно активистскую природу организации и ранее, в немногочисленных интервью, заявляя, что Сатанинский храм — «ядовитая пилюля в споре между Церковью и государством». Изучавший нейробиологию в Гарварде, Меснер вообще предельно чётко обозначает задачи и суть Сатанинского храма, а также свои взгляды на религию, общество и гражданский активизм:
«Идея была в том, чтобы, утверждая свои права и привилегии в тех сферах общественных отношений, где их привыкла утверждать религия, Сатанинский храм служил бы напоминанием о том, что эти привилегии даются всем и не должны соответствовать тому узкому определению, под которым до сих пор принято понимать религию.
Все думают, что Сатанинский храм должен придерживаться каких-то сверхъестественных верований, но на самом деле никто из нас не верит ни во что подобное. Мы все искренне верим и полностью поддерживаем философскую концепцию Сатаны как метафорического контекста, вдохновлённого Анатолем Франсом и Мильтоном — мятежного ангела, предавшего автократическую структуру ради материального мира.
Само наше позиционирование себя как социально ответственных сатанистов призвано высмеять нелепые суеверные страхи, которые у многих вызывает слово «сатана». Наша цель — разделить религию и суеверия. Религия может и должна быть метафорическим нарративным конструктом, с помощью которого мы придаём вектор и значение нашим жизням. Религии не должны требовать от нас посвятить себя необоснованным сверхъестественным представлениям, основанным на буквальных интерпретациях сказочных рассказов.
Активность ЛаВея пришлась на десятилетия неконтролируемого насилия в США. В результате его риторика определялась ценностями социального дарвинизма и полицейского государства. Начиная с 1990-х уровень насилия в Соединенных Штатах и остальном мире пошёл на спад, и теперь мы можем спокойно оценить, что работает на нас, а от чего следует отказаться. Мы находим, что социальный дарвинизм, интерпретируемый в его брутальном, зацикленном на интересах индивида смысле, контрпродуктивен. Он основан на неверной интерпретации эволюционной теории — нам (человечеству) лучше в группах, где поощряется альтруизм и сострадание.
Нам не нужны последователи. Мы хотим обеспечить наших членов философской основой и когнитивными инструментами, выработать у них способность к критическому мышлению и обезопасить от всякого рода мистических шарлатанов. Сатанинский храм максимально далёк от культа и может быть описан скорее как антикульт.
»

Даг Меснер и его Сатанинский храм — безусловное исключение из правил, «сатанизм здорового человека». Эстетику возрождённого ЛаВеем культа гораздо чаще используют мрачноватые подростки, которым некуда больше выплеснуть свою антиномическую энергию, социопаты с голосами в голове или богемные шарлатаны, а не нейробиологи из Гарварда с ярко выраженной гражданской позицией. Тем интереснее наблюдать за человеком, сознательно взявшим в руки погремушку середины прошлого века для того, чтобы проиллюстрировать: иногда бороться с архаикой в общественном пространстве гораздо удобнее её же методами.


Взято с
http://www.furfur.me/furfur/heros/heroes-furfur/179273-satanisty