Что украли крестоносцы?

Milchar

На уроках религии врут про небо и бога,
на уроках истории — про землю и людей.

/Александр Розов/

Традиционное описание событий крестовых походов — один из наиболее ярких примеров того, насколько официальная история даже не пытается быть наукой, а вполне удовлетворяется ролью ретранслятора церковных проповедей. Однако, если не испытывать христианского благоговения перед “гробом господним”, а вместо этого посмотреть на эпоху крестовых походов критическим взглядом — возникает множество вопросов, на которые историки отказываются дать ответ. Давайте рассмотрим хронологию событий, их толкование по версии официальной истории, и необъяснённые ею странности.

1й крестовый поход (1096–1099). Начался с того, что папа римский Урбан II выступил на соборе в городе Клермон (на юге нынешней Франции, тогда — графство Тулузское) с призывом отправиться на восток и отвоевать Иерусалим у мусульман. Войско крестоносцев прошло с боями через Малую Азию и перед Палестиной разделилось на три части:
– первая во главе с Готфридом де Бульоном (герцогом Лотарингским) пошла, как и планировалось, на Иерусалим, захватила его и основала там Иерусалимское королевство;
– вторая во главе с Балдуином де Бульоном (графом Верденским, младшим братом Готфрида) на Иерусалим не пошла, а вместо этого повернула на восток, захватила город Эдессу с окрестностями и основала там графство Эдесское;
– третья во главе с Раймундом де Сен-Жилем (графом Тулузским), также отказалась идти на Иерусалим и осталась в районе города Триполи, основав графство Триполийское.
Вопрос: Что понадобилось крестоносцам в Эдессе и Триполи? В “Библии” эти города ни разу не упоминаются…

Основание ордена Тамплиеров (1118). Официально считается, что эти рыцари (которых в начале деятельности ордена было 9 — да, всего девять) защищали паломников на пути в Иерусалим. А неофициально — я позволю себе усомниться в том, что отряд из 9 человек, даже если они и были лучшими бойцами своего времени, был бы способен кого-то от чего-то серьёзного защитить. Кроме того: известно, и в официальной истории вскользь проговаривается, что штаб-квартира ордена Тамплиеров в Иерусалиме располагалась не где-нибудь, а непосредственно во дворце иерусалимских королей. А ведь в средние века кого попало в королевские дворцы не пускали…
Вопрос: Что за важную миссию выполнял орден Тамплиеров, ради которой король предоставил им часть своего дворца?

Первые открыто действующие общины катаров (около 1140) появились на юге нынешней Франции, всё в том же графстве Тулузском (что вряд ли является случайным совпадением). Отношение христианской церкви к еретикам, особенно в средние века, хорошо известно. Тем не менее, поначалу католические иерархи осуждали катаров на словах, посылали в катарские районы своих проповедников, вызывали катарских лидеров на теологические диспуты, но в целом проявляли невероятную для тех времён терпимость (потом всё изменилось, но это будет позже).
Вопрос: Почему католическая церковь не стала истреблять катаров сразу же, а позволяла им какое-то время существовать открыто?

2й крестовый поход (1147–1149). Иерусалим ещё находится в руках христиан, и войско крестоносцев собирается перед походом именно в нём. Официально объявленная цель похода — отвоевать Эдессу, которую арабы захватили в 1144 г.. Этого, однако, не удалось сделать: недалеко от Дамаска войско крестоносцев было разгромлено.
Вопрос: Так что же такое важное было в этой Эдессе, что только ради неё новый крестовый поход устроили?

Несостоявшийся поход на Египет (1177). Иерусалимский король Балдуин IV в 1177 г. планировал ещё один крестовый поход — на Египет. Но ему не удалось привлечь союзников в Европе, и поэтому поход не состоялся.
Вопрос: Что понадобилось иерусалимскому королю в Египте, и как это было связано с деятельностью крестоносцев?

Захват Иерусалима арабами (1187).

3й крестовый поход (1189–1192). Общего командования у крестоносцев на этот раз не было, разные страны выставили каждая свою армию, и из-за нескоординированности их действий результаты получились более чем скромными: удалось отвоевать у арабов только небольшой участок побережья на севере Палестины. Одна из группировок крестоносцев, не согласовав свои действия с другими, подошла к Иерусалиму, но взять его не смогла, так как силы были явно недостаточны. В принципе, каких-то неясных вопросов с этим походом нет.

4й крестовый поход (1202–1204). Официальной целью похода был заявлен Египет (как и мечтал иерусалимский король в своё время).
Вопрос: Почему не Иерусалим, где “гроб господний” снова оказался в руках мусульман?
В действительности, крестоносцы пошли совсем в другое место — Константинополь, который они захватили, разграбили, а затем сделали его столицей своего нового государства — Латинской империи, и на этом весь поход закончился… Пропустим мимо ушей все обычные стенания про коварство католиков, нанёсших подлый удар под дых православию, и просто зададим…
вопрос: Почему это назвали крестовым походом? т. е. почему католическая церковь взяла на себя ответственность за разграбление Константинополя, а не свалила её на светских феодалов, командовавших походом?

Начало истребления катаров (1209), которое также назвали крестовым походом.
Вопрос: Почему только сейчас, а не раньше? И, если раньше катаров что-то защищало, то почему оно не сработало в 1209 г.?

5й крестовый поход (1217–1221). Крестоносцы высадились в Палестине, одержали ряд побед над арабами, но не стали захватывать Иерусалим, хотя арабы отступили из него! Официальные историки объясняют это тем, что в Иерусалиме не было стен, и поэтому его невозможно было бы удержать, если бы крестоносцы его взяли. Но, учитывая символическое значение Иерусалима для христианства, этот довод звучит, мягко говоря, неубедительно. Ведь если в городе (который после ухода прежних властей стал “ничейным”) воцарилась анархия, — неизвестно: что могло бы случиться с ценными для христиан реликвиями. И, тем не менее, даже просто прислать отряд для охраны того же “гроба господнего” от грабителей крестоносцы не захотели.
Вопрос: Какова реальная причина отказа крестоносцев войти в никем не обороняемый Иерусалим зимой 1217-18 г.?
Вместо того, чтобы войти в Иерусалим, крестоносцы высадились в Египте, но не смогли удержаться на захваченном плацдарме. Вопрос о значении Египта для крестоносцев уже поднимался и пока остаётся без ответа…

6й крестовый поход (1228–1229). Воспользовавшись враждой между разными мусульманскими государствами на Ближнем Востоке, германский император Фридрих II Гогенштауфен прибыл со своим войском в Палестину. Однако, из-за (мягко говоря) неоднозначной репутации Фридриха II, ни церковь, ни другие лидеры христианских государств его не поддержали. Тем не менее, войско Фридриха довольно легко смогло захватить Иерусалим.
Вопрос: Как такое могло получиться, что крестовым походом командовал человек, отлучённый от церкви?

Повторный захват Иерусалима арабами (1244).

7й крестовый поход (1248–1254). Войско крестоносцев под командованием французского короля Людовика IX проигнорировало просьбы государств крестоносцев в Палестине о военной помощи и полностью сконцентрировалось на походе в Египет. Официально было объявлено (и историки продолжают повторять эту явную ерунду до сих пор), что плацдарм в Египте станет базой для дальнейшего похода на Иерусалим. В реальности, никаких попыток двинуться в сторону Иерусалима крестоносцы даже не пытались предпринимать, а их наступление было направлено на юг. Закончилась эта авантюра полным провалом и попаданием французского короля в арабский плен, откуда его пришлось выкупать за огромные по средневековым масштабам деньги. А вопрос о значении Египта для крестоносцев продолжает висеть в воздухе…

8й крестовый поход (1270). Под командованием того же Людовика IX крестоносцы прибыли в Палестину, но сразу же уплыли оттуда обратно на Сардинию. Потом высадились в Тунисе и обследовали руины Карфагена. Хотя Карфаген уж точно никакого отношения к библейским рассказам не имеет, похоже, что именно он и был единственной целью похода.
Вопрос: Что искали крестоносцы в руинах Карфагена?

9й крестовый поход (1271–1272). Объединённые силы нескольких европейских государств прибыли в Палестину и оказали помощь тамошним государствам крестоносцев в войне с арабами. Чисто оборонительная акция, смысл которой никаких вопросов не вызывает.

Захват арабами последних владений крестоносцев в Палестине (1291).

Истребление Тамплиеров (1312).

Понятно и что Тамплиеры слишком много знали, и что после катаров католическая церковь старалась уничтожить даже малейшие намёки на ересь. Но всё же, как я думаю, не случайно орден Тамплиеров бы создан церковью по результатам 1го крестового похода, а ликвидирован сразу после окончательного сворачивания деятельности крестоносцев.

Именно знание Тамплиерами реальных целей крестовых походов могло показаться лидерам церкви наиболее опасным. Так в чём же заключались эти цели?

Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить одну вещь, которую официальные историки считают легендой, но которую упоминали как реально существующую современники интересующих нас событий, а именно — Грааль. Если Грааль был реальной древней драгоценностью, за которой в те времена велась охота, то на почти все вопросы находится ответ, а за кажущимися странностями в действиях крестоносцев начинает проступать чёткая стратегия.

Что собой представлял Грааль? Нет, все сказки про “чашу с кровью Христа”, разумеется, были придуманы церковниками, чтобы хоть как-то привязать Грааль к своему вероучению. Видимо, по форме он напоминал чашу, но его реального предназначения мы не знаем, как не знали его и участники описываемых событий. Так или иначе — это было что-то уникальное, ради чего европейские монархи были готовы собрать армию и отправить её на другой конец известного им мира. Т. е. не просто золотая или даже алмазная чаша, а что-то такое, чего средневековые мастера не могли изготовить ни за какие деньги. Продукт технологий более развитой древней цивилизации.

Также возможно, что Грааль был не единственным из подобного рода предметов, за которыми охотились крестоносцы. Просто Грааль наиболее известен, поскольку он, по-видимому, использовался катарами в их культовых церемониях, и его видели достаточно многие. А другие вещи такого рода видел лишь узкий круг посвящённых, в чьих руках они побывали.

Откуда в средневековой Европе могли узнать о существовании Грааля (и других подобных предметов, если Грааль был не единственным)? Какая-то информация могла сохраниться с античных времён. Например, при подавлении восстания евреев в 70 г. римляне захватили иерусалимский храм, всё ценное из него вывезли в Рим, а сам храм разрушили. Немало ценных трофеев взяли римляне и в других местах, где когда-то существовали развитые древние цивилизации: Египет, Ассирия, Финикия...

В чьи руки попали вывезенные римлянами из Иудеи и других ближневосточных провинций ценности? Бóльшая часть, скорее всего, оказалась в конце концов в сокровищницах римских пап и других высокопоставленных иерархов церкви. Но что-то захватили и варвары, грабившие Рим в период распада Римской империи, среди которых был и предок династии графов Тулузских — готский вождь Гурсио.

Древние римляне, как правило, не занимались изучением языков покорённых народов, за исключением греческого. Вывезенные из провинций драгоценности пылились в сокровищницах римских императоров, и никому не приходило в голову попытаться прочитать надписи на “варварских” языках, которые имелись на этих предметах. В раннее средневековье также мало кто задумывался над этим, да и уровень грамотности даже на родном языке был в те времена близок к нулю.

Но с XI века, после обострения раскола между западным и восточным христианством, теологи с обеих сторон озаботились доказательством правильности своего перевода “Библии” на латынь или греческий, для чего начали изучать иврит и арамейский язык, на которых написаны разные части “Ветхого завета”. И тогда кто-нибудь в папской канцелярии мог заинтересоваться еврейскими надписями на предметах, вывезенных римлянами из иерусалимского храма, и прочитать там что-нибудь о древних артефактах и местах, где они могут быть спрятаны. Какая-нибудь информация могла содержаться и в еврейских рукописях, которые наверняка имелись в библиотеке римских пап.

Но одной лишь информации недостаточно. Нужна ещё военная сила, чтобы поставить под контроль места, в которых будут вестись поиски древних ценностей. Такую силу могли в средние века предоставить только крупные феодалы и подвассальные им рыцари. Но просто так сорваться с места и идти в поход в неизвестную даль и неизвестно зачем — они не захотят. Нужно чем-то их заинтересовать, а значит — поделиться с ними какой-то частью информации. Но, разумеется, не всей: церкви нужно, чтобы рыцари-крестоносцы подчинялись её указаниям, надеясь, что таким образом они и себе какие-то трофеи смогут взять. И не со всеми: реальная цель похода была, скорее всего, известна только командирам высшего уровня, а всем прочим скармливали проповеди о “гробе господнем”.

Однако — всё оказалось не так просто, как хотелось бы церковникам. Информация была не только у них, и вообще она имеет свойство утекать непредсказуемым образом. Например: граф Тулузский, Раймунд IV де Сен-Жиль (1041–1105), также явно знал что-то, чего не знаем мы. Не случайно он ещё до 1го крестового похода, в 1070х годах, совершил поездку в Палестину. Официально считается, что это было паломничество в Иерусалим, но вполне возможно, что граф приехал проверить на местности сведения, которые он получил из какого-то неизвестного нам теперь источника. То, что именно он выступил главным организатором и лидером 1го крестового похода, но сам при этом на Иерусалим не пошёл, — говорит о том, что для него “гроб господний” с самого начала был всего лишь удобным прикрытием для совсем другого предприятия, и именно с этой целью он вместе со своими приближёнными остался около Триполи, пока другие крестоносцы шли на Иерусалим.

Обратно в Европу Раймунд де Сен-Жиль не вернулся; он так и умер в Триполи. А вскоре после этого на юге нынешней Франции, в графстве Тулузском, где теперь правили наследники Раймунда IV, возникла новая религия — катары. Собственно, само её вероучение не было чем-то новым; основывалось оно на идеях гностиков. Новым был только уникальный предмет культа, про который было известно только, что он привезён крестоносцами из Палестины. Сами катары именовали его Грааль, а их противники – католики – называли его “сокровище еретиков”. Что характерно: в то время ни те, ни другие никак не ассоциировали Грааль с “чашей для крови Христа”. Видимо, это толкование было выдумано католической церковью гораздо позднее.

Но, в любом случае, в средние века предмету, который не мог быть сделан тогдашними людьми с их низким уровнем технологий, неизбежно стали бы приписывать сверхъестественное происхождение — божественное или дьявольское, в зависимости от точки зрения. И, разумеется, католическая церковь сразу же захотела завладеть этим предметом. Именно этим объясняется странная на первый взгляд терпимость к катарам в начале их деятельности, пока Грааль был в их руках: церковники опасались, что в случае репрессий против катаров те могут спрятать Грааль так, что его потом будет не найти. Поэтому католическая церковь играла с катарами, как кошка с мышкой, выискивая удобную возможность выкрасть Грааль. Видимо, в начале 1200х годов такая возможность представилась. И, как только Грааль оказался в папской сокровищнице, — тут-то катаров и начали резать всерьёз.

Но не Граалем единым интересовались искатели древних ценностей. Определённо, что-то активно искалось в окрестностях Эдессы. В этих местах есть немало древних руин ещё с шумерских (а может быть и до-шумерских) времён, и этот регион (на границе современных Турции и Сирии) до сих пор почти не исследован археологами, потому что он практически всё время был «горячей точкой». Но не случайно, когда известие о падении Эдессы дошло до Европы, папа римский сразу же издал буллу “Quantum praedecessores”, призывающую ко 2му крестовому походу с целью отвоевать Эдессу. Заметьте: 1й крестовый поход на Иерусалим начинался без всякой буллы, и командовать завоеванием “гроба господнего” отправились феодалы среднего уровня: графы и пара герцогов. А во 2й поход, ради Эдессы (которая совсем никак не фигурирует в “Библии”, но которая зачем-то понадобилась папе римскому), вышли сразу трое королей: Франции, Германии и Сицилии. То есть 1й крестовый поход виделся современникам как сомнительная авантюра, а ко 2му походу уже все заинтересованные лица знали, что пошла игра по-крупному, и что на Ближнем Востоке помимо всяких “гробов господних” очень даже есть чем поживиться. Значит, ранее уже что-то интересное в Эдессе нашли, и властям основных европейских стран об этом было известно.

Иерусалимские короли тоже времени зря не теряли. Израильские археологи обнаружили следы деятельности Тамплиеров в подземельях Иерусалима. Что-то там Тамплиеры искали, причём явно не “гроб господний”, местонахождение которого всем в Иерусалиме хорошо известно. И эта поисковая деятельность Тамплиеров представлялась монархам Иерусалимского королевства настолько важной, что они выделили ордену для его штаб-квартиры часть королевского дворца. Что это ещё могло быть, если не поиски древних артефактов, аналогичных Граалю?

Тогда актуальным становится вопрос: нашли ли Тамплиеры что-нибудь? Чёткого ответа на него я дать не могу; одни факты свидетельствуют в пользу “да”, другие — склоняют в сторону “нет”.

С одной стороны, в 1129 г. верховный магистр ордена Тамплиеров, Гуго де Пейен, выступил на соборе в Труа, рассказав о деятельности ордена в Палестине, и встретил полную поддержку церковных иерархов. Если бы он заявил: “Мы ищем предметы, в корне противоречащие христианскому вероучению, но пока ничего не нашли”, — вряд ли бы к нему отнеслись столь одобрительно. Скорее всего, Гуго де Пейен смог сказать церковникам что-то более обнадёживающее.

С другой стороны, примерно с 1170х годов католическая церковь потеряла всякий интерес к Иерусалиму, который с этого момента упоминался (если вообще упоминался) только для пропаганды. Обратите внимание: в 4м, 8м и 9м крестовых походах Иерусалим даже не заявлялся как цель. В 5м крестовом походе у крестоносцев была реальная возможность захватить Иерусалим, но они её проигнорировали. В 7м походе Иерусалим был заявлен будущей целью (как морковка для осла), но реально туда идти командиры похода не собирались.

Выбивается из это ряда только 6й крестовый поход, но он — исключение, подтверждающее правило. Фридрих Гогенштауфен, будучи отлучённым от церкви и, следовательно, в планы римских пап не посвящённым, — верил в сказки про “гроб господний” и поэтому пошёл на Иерусалим. А те, кто действовал по команде католической церкви, — знали, что в Иерусалиме больше делать нечего. (Этот поход, скорее всего, был просто пиар-акцией Фридриха, имевшей целью показать, что можно действовать и без поддержки со стороны церкви.)

Итак, получается что:
1) в 1118 г. все, кто был в курсе дела (церковные иерархи, лидеры крестоносцев, король Иерусалима, Тамплиеры), считали, что поиски древних артефактов в Палестине — дело очень перспективное;
2) в 1129 г. Гуго де Пейен сообщил на соборе в Труа что-то, подтверждающее эти надежды;
3) никаких находок, тем не менее, продемонстрировано не было (это, однако, не значит, что их не было вообще: могли быть какие-то вещи, о которых церковь посчитала нежелательным сообщать открыто);
4) к 1177 г. стало ясно, что продолжать поиски в Иерусалиме и его окрестностях смысла нет (и именно поэтому иерусалимский король стал планировать поход на Египет).

Судя по дальнейшим событиям, — похоже, что Тамплиеры нашли какие-то доказательства того, что предмет их поиска существует, но находится он не в Палестине. Как в старой комедии: “Всё уже украдено до нас”. И тогда география крестовых походов начинает расширяться, причём основной целью становится Египет. Но не единственной целью.

В 4м крестовом походе Египет как цель был заявлен открыто. Это, кстати, является косвенным подтверждением существования Грааля. Получается, что в то время даже рядовым рыцарям было известно — что именно крестоносцы ищут: явно не “гроб господний”! сказки про Иерусалим рассказывайте всяким сиволапым простолюдинам, а мы-то знаем!.. Но в действительности крестоносцы пошли на Константинополь. И ничего удивительного в этом нет, если вспомнить, что весь Ближний Восток (т. е. и Иерусалим, и Триполи, и Эдесса) раньше принадлежал Византии. Лидеры крестоносцев могли рассчитывать, что византийцы успели раньше их что-то в тех местах найти и, по византийскому обыкновению, свезли всё в столицу. Но Константинополь большой, и подземелий в нём много, так что искать там — это работа не на один год. Поэтому обосновались в Константинополе всерьёз, основав Латинскую империю. (В очередной раз у крестоносцев одна и та же стратегия: основали на интересующей их территории марионеточное государство, и все его ресурсы направили на поиски того, что католической церкви нужно. Сначала были Триполийское графство, Эдесское графство, Иерусалимское королевство, а теперь Латинская империя.)

Пока одни крестоносцы под флагом Латинской империи обшаривали Константинополь, другие собрали силы для похода на главную с этого момента (после 1177 г.) цель — Египет. Но удачи на этом пути они не добились; уж не знаю — к сожалению (поскольку из-за этого мы так и не узнали — что и где они искали) или к счастью (если эта вещь так до сих пор в Египте и спрятана, и в будущем её найдут учёные). Первая попытка (в 5м крестовом походе) закончилась полным провалом. В 7м походе крестоносцам удалось немного продвинуться вглубь территории Египта, и, судя по направлению их движения, — похоже, что они шли в сторону Гизы и великих пирамид. Очень вероятно, что именно пирамиды и были целью походов: ведь это, с большим отрывом, самый примечательный объект в Египте. Но, с другой стороны: место возле Гизы, где Нил начинает разветвляться на рукава дельты, — это такая узловая точка Египта, мимо которой пройти практически невозможно, куда бы ты ни направлялся. Так что если крестоносцев интересовали не пирамиды, а какие-нибудь места на юге Египта (например, Фивы или Элефантина), — они бы всё равно двигались в этом же направлении.

Последний поход, в котором крестоносцы действовали наступательно, а не только обороняли ранее захваченные владения — 8й. Странные перемещения флота крестоносцев через всё Средиземное море: сначала с запада на восток, потом обратно, — наводят на мысль, что их планы менялись на ходу. Вначале крестоносцы из Франции и Каталонии прибыли в Палестину и, видимо, собирались что-то предпринять на Ближнем Востоке. Что это должно было быть — поход на Иерусалим? Но к Иерусалиму католическая церковь к тому моменту уже лет сто как не проявляла никакого интереса. Так или иначе, никаких попыток наступления в сторону Иерусалима крестоносцы не предприняли, а сразу же развернулись обратно в Европу (на Сардинию) — готовиться там к “плану Б”.

Но в чём тогда заключался “план А”? После того, как первая попытка похода на Египет провалилась в самом начале, а вторая после первоначальных успехов всё равно закончилась неудачей, — логично было бы ожидать, что крестоносцы учтут прошлые ошибки, подготовятся получше, соберут побольше сил и предпримут третью попытку. Вполне возможно, что так оно и планировалось, и что в Палестину флот крестоносцев прибыл за подкреплением для похода на Египет. Но государства крестоносцев в Палестине на тот момент сами находились в трудном положении (как раз началась очередная война с арабами), и подкреплений не дали.

Однако, без поддержки палестинских крестоносцев лезть в Египет — это чистое самоубийство: там и с более крупными силами уже два раза терпели поражения. Поэтому крестоносцы перешли к “плану Б” — высадке у Карфагена.

Выбор именно Карфагена в качестве цели тоже даёт некоторую информацию о том — что же именно крестоносцы искали. Во-первых, теперь уже абсолютно ясно, что это не имело к христианству и сюжету “Нового завета” ни малейшего отношения — Карфаген был разрушен раньше, и в “Библии” ни в каком качестве не упоминается. Во-вторых, из этого следует, что то, что ищут крестоносцы, было создано во времена до падения Карфагена и даже, скорее всего, до периода его расцвета. Крестоносцы надеялись, что богатые карфагеняне в своё время купили какие-то артефакты, которые и представляли для крестоносцев интерес, и спрятали эти предметы перед штурмом города римлянами, так что никто их с тех пор не нашёл. Жест отчаяния и поиски рака на безрыбье? Именно так. Крестоносцы обыскивали руины Карфагена в течение нескольких недель, и было бы наивно рассчитывать, что они за это время найдут там то, чего до них не смогли найти за тысячу лет. (Впрочем, ещё не факт, что до них там что-то серьёзно искали. И также не факт, что крестоносцы занимались поисками полностью вслепую, а не по наводке на конкретное место.)

Возможно ещё, что рыцари опасались прослыть трусами, если вернутся домой, так ни разу и не сразившись с арабами. Но если бы это было для них главным соображением — ничто не мешало им остаться в Палестине и принять участие в войне с арабами, которая там уже шла (что и было сделано в последнем, 9м крестовом походе). Получается, что крестоносцы в 1270 г. всё-таки надеялись всерьёз, что поиски в Карфагене имеют ненулевые шансы на успех.

Нужно указать на ещё один немаловажный момент в истории государств крестоносцев в Палестине. Как мы помним — крестоносцы дважды сдавали арабам Иерусалим и впоследствии не очень-то горели желанием отвоевать его обратно. Также без большого сожаления оставляли они Назарет, Вифлеем и прочие города, фигурирующие в рассказах об И. Христосе. Но при этом крестоносцы обороняли до последнего совсем другие территории, которые к христианству имеют отношение весьма косвенное (несколько раз мельком упоминаются в “Ветхом завете”), — бывшие финикийские города на восточном побережье Средиземного моря: Акко, Тир, Сидон, Библ, Арад… Поскольку Карфаген также был основан финикийцами, — более чем вероятно, что экспедиция в Карфаген в ходе 8го крестового похода была частью более масштабных поисков древних артефактов в бывшей Финикии (чем, скорее всего, и занимались государства крестоносцев на протяжении почти двух столетий). Место для таких поисков там более чем перспективное: даже официальные историки (со всей их склонностью преуменьшать возраст любых дохристианских и нехристианских культур) относят основание всех этих городов к примерно –3000 г.; это значит, что реально можно смело накинуть ещё пару тысяч лет, если не больше. Сколько и чего там могли за эти тысячелетия сделать, купить, украсть и где-нибудь спрятать — сложно даже себе представить. Особенно если учесть, что финикийцы были лучшими мореплавателями своего времени и торговали почти со всем известным в те времена миром, от Индии до Британии…

Итак, что стало результатом крестовых походов? Как минимум один ценный предмет (известный нам под названием Грааль), изготовленный древней цивилизацией, более высокоразвитой, чем средневековая Европа, — был выкраден с Ближнего Востока и, сменив нескольких владельцев, оказался в итоге в руках католической церкви. Возможно, что были и другие подобные артефакты. Тогда имеет смысл вопрос: что с этими предметами стало?

Прежде всего: не уничтожены ли они? Станет ли церковь хранить в каких-то тайниках вещественные доказательства того, что христианское вероучение — ложь от начала и до конца? С другой стороны: искушение владеть уникальными старинными предметами, которые ни один современный мастер не может воспроизвести, слишком велико. Церковники могли рассчитывать как-то привязать эти артефакты к своей религии (с Граалем же они это сделали). Уж обосновывать цитатами из "Библии" всё, что угодно, они большие мастера.

Тогда возникает вопрос: где всё это хранится сейчас? Прямо в самом Риме — наверно, глупо. В ходе европейской истории Рим не раз захватывали разные завоеватели, а дворцы римских пап — слишком привлекательная цель для грабежа, чтобы церковные проклятия и обещания гореть в аду могли грабителей остановить. Нужно такое место, которое внешне ничем не примечательно, не привлекает никаких воров (в том числе воров на чиновничьих постах), но при этом надёжно контролируется католической церковью. Например: бедно выглядящий, обшарпанный монастырь в глухой местности где-нибудь в горах.

Вероятно, до начала XX века Грааль где-то в подобном месте и хранился. Но с появлением бомбардировщиков и ракет это место перестало быть достаточно безопасным. Поэтому сейчас он, скорее всего, лежит в бронированном сейфе в подземном хранилище какого-нибудь швейцарского банка…