Некуда бежать?

Milchar

 

В.Суворов-Резун в одной из своих книг утверждал, что целью советского коммунистического режима было: "Сделать так, чтобы некуда было бежать", т.е. чтобы не существовало никакого другого, некоммунистического мира, куда можно было бы эмигрировать. Если ещё принять во внимание, что для гражданина СССР эмиграция в капиталистическую страну была переездом не просто в другое государство, а в другое общество, устроенное по совсем иным принципам, — то можно увидеть, что такой подход вовсе не является свойством одних только тоталитарных режимов. Государства, считающие себя свободыми и демократическими, тоже его используют — хотя и в завуалированном виде.

Просто эмиграция, скажем, из Италии в США или из Франции в Германию является переездом в другое государство — но не в другое общество. В этом смысле она аналогична переезду в другую республику СССР: да, другой язык и немного другие местные законы и культура, — но в основе своей всё то же самое. А вот к попыткам уехать именно в другое общество, а не просто на другую территорию, и, особенно, к попыткам построить другое общество на своей территории — власти любых государств относятся ничуть не лучше, чем власти СССР относились к желающим уехать в Америку или к диссидентам, мечтавшим об изменении общественного строя в СССР.

Речь пойдёт о сектах. Я не собираюсь соглашаться или, наоборот, спорить с какими-либо положениями их учения. Меня интересует прежде всего то, как на них реагирует государство, и почему на разные секты оно реагирует по-разному. Ни для кого не секрет, что сатанистов государство тоже считает одной из сект, и многое в его отношении к нам определятся тем — в какую именно категорию сект оно нас занесло.

Я не буду здесь рассматривать государства с диктаторскими или теократическими режимами — с ними и так давно всё ясно. Все приводимые примеры будут из стран, которые не только декларируют свободу слова, собраний, вероисповедания и т.д. — но и реализуют её на практике... однако, как мы увидим, — вовсе не для любого слова, не для любых собраний и не любого вероисповедания. Просто удивительно, как иногда горстка ничем вроде бы не примечательных людей, верящих в какие-нибудь глупости, — неожиданно для самих себя оказывается в роли критической угрозы самому существованию государства, каковое государство их и уничтожает любыми средствами, наплевав на все свои законы и конституцию.

 

"Народный храм" Джима Джонса в Гайане

Джим Джонс (Jim Jones) был проповедником, провозглашавшим свои (весьма неортодоксальные) взгляды на христианство начиная с конца 1950х годов. Он несколько раз организовывал группы своих последователей, самой известной из которых стал "Народный храм" ("The Peoples Temple"), основанный в 1970 г. в Сан-Франциско. Секта поддерживала отношения с рядом левых политических движений и негритянских организаций. Интерес к идеям Джонса проявлял депутат Конгресса от Демократической партии Лео Райан (Leo Ryan).

Идеи Джим Джонса тогда часто называли "коммунистическими", однако не следует забывать, что в США 1970х годов это слово было не более чем обзывалкой в адрес любых идей, которые чем-то не нравятся властям.

В середине 1970х годов на отделения "Народного храма" неоднократно совершались нападения и поджоги, а несколько членов руководства секты были убиты. По этой причине в 1977 г. основная часть секты переехала из США в Гайану, где они основали своё поселение — Джонстаун.

В ноябре 1978 г. члены секты были найдены мёртвыми, среди мёртвых был также приехавший к ним с визитом Лео Райан. Официальная версия утверждает, что Джим Джонс с последователями сначала убили Лео Райана, а потом все коллективно покончили с собой. Вот такие, дескать, сумасшедшие сектанты — что с них взять?.. Но в таком случае возникает вопрос: если всё настолько ясно и очевидно — тогда почему расследование смерти 909 граждан США было засекречено?

К настоящему времени секретность снята (стандартный срок засекречивания документов в США — 40 лет), и материалы дела опубликованы. Из этих материалов видно, что расследование проводилось со множеством нарушений. Только 7 трупов были подвергнуты судебно-медицинской экспертизе, остальных же записали самоубийцами без проведения вскрытия и сразу же кремировали. По законам США адвокаты имеют право на доступ ко всем материалам дела, но в деле "Народного храма" им в этом праве было отказано под предлогом, что суд проводится не на территории США. В довершение всего, в рассекреченных и опубликованных протоколах судебных заседаний имена 25 из 28 свидетелей вымараны цензурой. Это означает, что 25 из 28 человек, на основании чьих показаний было объявлено о массовом самоубийстве членов секты, являлись засланными в секту агентами спецслужб.

 

Ашрам Раджниша в США

Бхагван Шри Раджниш (Bhagwan Shri Rajneesh) — индийский философ, резко критиковавший традиционное индийское кастовое общество, и выступавший за свободу любви и секса, утверждая, что только так можно ликвидировать кастовые различия и сделать людей по-настоящему равноправными. В 1974 г. он основал организацию своих сторонников (ашрам) в городе Пуна. Ашрам в Пуне быстро приобрёл известность не только в Индии, но и во всём мире. Много людей приезжали в Пуну послушать выступления Раджниша, и некоторые из них оставались в ашраме.

В 1981 г. Бхагван Шри Раджниш решил основать новый ашрам в США, так как именно там у его учения появилось особенно много сторонников. Он и группа его американских последователей купили большой участок земли в штате Орегон и построили там своё поселение. Против ашрама в Орегоне сразу ополчились местные консервативные деятели, которым, естественно, идеи свободной любви сильно не нравились. Несколько лет лет Раджнишу и его сторонникам удавалось защищаться от всех попыток закрыть его ашрам на основании всяких формальных юридических предлогов, но в 1984 г. против него было выдвинуто обвинение в терроризме. Утвеждалось, что они заразили сальмонеллами салат в ресторане, из-за чего заболели 751 чел., 45 попали в больницу, но никто не умер. Всё это, по утверждению американских властей, имело целью вывести из строя избирателей конкурирующего кандидата на выборах в местный районный совет, чтобы провести туда своего человека...

Это звучит как глупейший фарс, который невозможно воспринять всерьёз; тем удивительнее, что вроде бы образованные люди в конце XX века в это поверили. Они что — совсем идиоты? Ну, большинство, наверно, да, — но далеко не все. История полна примерами, как в то, что для нас сейчас выглядит полнейшим абсурдом, когда-то на полном серьёзе верили не только неграмотные крестьяне, но и вполне умные и образованные люди. Например: в ритуальное использование евреями крови младенцев верил составитель первого словаря русского языка Владимир Даль.

Но всё-таки удивительным для меня выглядит отсутствие критического мышления не только у американских обывателей, но и у многих американских сатанистов. Как только речь заходит про Раджниша и его идеи — обязательно кто-нибудь возразит, что Ошо — бактериологический террорист. Хотя доказать это обвинение в суде не удалось (всё-таки независимость суда в США — не пустой звук), и, проведя несколько месяцев в американской тюрьме, Бхагван Шри Раджниш был отпущен и уехал обратно в Индию, — но журналисты продолжают тиражировать враньё про терроризм с сальмонеллами до сих пор.

 

Организация "MOVE"

Организация "MOVE" была основана негритянским общественным деятелем Винсентом Липхартом (Vincent Leaphart) в 1972 г. в Филадельфии и первоначально была движением за права чернокожих граждан США. К концу 1970х годов в идеях организации появился религиозный элемент. Они изучали африканское язычество и вуду, придумывали себе африканские имена, и проповедовали возврат к африканскому образу жизни, который, по их мнению, включал в себя поедание сырого мяса.

Более детального описания идей организации "MOVE" мне найти не удалось, но что-то, видимо, было в их учении такое, что отличало их от других негритянских организаций подобного рода. Отличало настолько сильно, что американские власти вызвали 13 мая 1985 г. бомбардировщик, который сбросил на дом в Филадельфии, где собирались члены организации, бомбу. Официально считается, что при этом погибли 11 человек, в том числе 5 детей. Ещё около 60 членов организации числятся пропавшими без вести, но кроме как в огне пожара пропасть им было больше некуда. (Помимо этого, от взрыва загорелись и несколько соседних домов, жители которых никакого отношения к организации "MOVE" не имели).

Что послужило причиной таких чрезвычайных мер против малочисленной негритянской секты? Власти объясняют это тем, что члены организации "MOVE", во-первых — угрожали совершить террористические акты, а во-вторых — разбрасывали мусор на улице возле дома. Однако, угрозы терроризмом можно при желании найти в выступлениях каждого второго проповедника (а при отсутствии желания — не найти). А если бомбить всех, кто бросает мусор на улице, то от многих районов в американских городах мало что осталось бы... Но в любом случае — должна быть какая-то экстраординарная причина для того, чтобы американские власти отдали приказ бомбить свой собственный город.

 

Секта Дэвида Кореша

Журналисты причисляют американского проповедника Дэвида Кореша (David Koresh) и его последователей к секте "Ветвь Давидова" ("Branch Davidians"), но это не вполне соответствует действительности. "Ветвь Давидова" основана в 1955 г. и продолжает существовать до сих пор. Дэвид Кореш с последователями откололись от неё в 1989 г. и основали отдельную секту, которая обосновалась в большом доме в городе Уэйко (Waco), штат Техас.

Чем именно учение Кореша отличалось от ортодоксальной "Ветви Давидовой", и почему оно вызвало неудовольствие американских властей — точно не известно. Местные газеты Техаса утверждали, что Кореш с последователями изготовляют и употребляют наркотики, а также что в секте практикуется многожёнство и секс с несовершеннолетними.

Официально Дэвиду Корешу и его последователям было предъявлено обвинение в нарушении порядка хранения и регистрации оружия — и только. Дело в том, что по закону наркотиками и педофилией должна заниматься полиция штата, — а вот обвинения, касающиеся оружия, как раз и позволяли привлечь к расследованию ФБР и другие федеральные силовые структуры. (Вероятно также, что правительство Техаса хотело свалить все грязные и непопулярные действия на федералов, а само остаться как бы не при чём.)

Кореш предлагал представителям прокуратуры Техаса приехать и убедиться, что с регистрационными документами на оружие всё в порядке, но они отказались. Вместо этого, подразделения полиции Техаса, ФБР и армии окружили здание, в котором собиралась секта, и 19 апреля 1993 г. взяли его штурмом (официально — с целью арестовать Кореша и нескольких других членов секты). При штурме использовались бронетранспортёры с артиллерийским вооружением и вертолёты. Все 76 человек (в том числе 5 детей), находившиеся в здании, были убиты.

Перед самым штурмом Кореш предлагал сдаться властям при условии, что ему позволят выступить по телевидению, но власти отказались. Похоже, что с самого начала планировалось не судить Кореша и его последователей по закону, а именно расстрелять их под предлогом оказания сопротивления при аресте и, самое главное, ни в коем случае не позволить им рассказать свою версию событий — ни в СМИ, ни на суде.

 

Аум Синрикё

Организацию "Аум Синрикё" ("Aum Shinrikyo") основал Сёко Асахара (Shōkō Asahara) в Токио в 1984 г.. Первоначально это был кружок йоги и медитации; официально зарегистрировались как религиозная организация они в 1989 г.. На тот момент в "Аум Синрикё" было только 20 членов, но уже к 1992 г. их численность только в Японии выросла до 20 тыс. чел., и появились отделения в других странах.

В 1995 г., когда численность членов организации во всём мире достигла сотен тысяч (а по некоторым данным — более миллиона) человек, против них было выдвинуто обвинение в терроризме. Официальная версия утверждает, что "Аум Синрикё" производили бактериологическое (сибирская язва) и химическое (токсин ботулизма, зарин, фосген, синильная кислота) оружие в домашних условиях. Также говорится, что ранее они совершили более 20 попыток террористических атак с помощью химического и бактериологического оружия, но при этом ни одна из них не увенчалась успехом: никто из намеченных жертв не пострадал. И наконец, их обвиняют в том, что утром 20 марта 1995 г. они распылили зарин в токийском метро, в результате чего отравились 12 человек...

В Америке, подшучивая над легковерными людьми, предлагают им купить Бруклинский мост. Я не знаю: что "продают" в таких случаях японцы, — но ясно, что тем, кто способен поверить в официальную версию по делу "Аум Синрикё", можно впарить что угодно и по какой угодно цене.

Во-первых, сибирская язва — это вам не аквариумные рыбки. Как пишет Канатжан Алибеков (советский учёный, занимавшийся разработкой бактериологического оружия, который в 1991 г. уехал в США и рассказал там о советских проектах в этой области), работа со спорами сибирской язвы — крайне опасное дело; в советских лабораториях учёные неоднократно заражались этой смертельной болезнью — несмотря на то, что они прекрасно знали обо всех опасностях и использовали все имеющиеся средства защиты. Японские же власти пытаются нас уверить, что дилетанты на протяжении нескольких лет выращивали сибирскую язву в гараже — и при этом ухитрились не заразиться сами и не заразить соседей, а также что спецслужбы (которые за любыми сектами активно следят и засылают туда своих информаторов) все эти годы ничего не замечали.

Во-вторых, если террористы настолько криворукие, что из 20 попыток терактов у них ни одна не увенчалась успехом, — совершенно невероятно, что они при этом ни разу не убились сами и не попались с поличным (если только это были не засланные в секту провокаторы, нарабатывавшие материал, чтобы его потом подшить к делу).

Да и единственная удачная атака выглядит странно: в понедельник в утренний час пик в 5 поездах метро распылили одно из сильнейших боевых отравляющих веществ, известных науке (зарин), — и в результате всего лишь 12 погибших (т.е. по 2-3 на каждый заряд зарина в переполненном вагоне)? Когда в метро в час пик случается что-нибудь серьёзное — там в панике в давке затоптать могут больше. (Для сравнения: в химической атаке в театре на Дубровке в Москве в октябре 2002 г. использовался фентанил, т.е. гораздо менее ядовитое вещество, чем зарин, — и в результате от отравления умерли 116 человек.)

А вот вариант, что офицеры японских спецслужб, которым дали задание сфабриковать дело против "Аум Синрикё", не хотели убивать много своих сограждан, и постарались сделать всё так, чтобы количество жертв было минимальным, — выглядит гораздо более похожим на правду. Поэтому официальная версия и получилась именно такой: одна удачная атака с неправдоподобно малым числом жертв, и десятки неудачных, которые, оказывается, были перед ней, пока спецслужбы на протяжении 6 лет считали ворон. (Когда спецслужбы действительно работают настолько из рук вон плохо — они обычно этот факт тщательно засекречивают.) Ну и для обывателей — побольше всяких ужасов из области оружия массового поражения (благо средний зритель NHK сибирскую язву от синильной кислоты не отличит).

Прошло 23 года, и большинство людей в Японии и в мире уже забыли про "Аум Синрикё". И тогда, в июле 2018 г., Сёко Асахара и 12 других лидеров секты были повешены в одной из токийских тюрем в соответствии с приговором, вынесенным ещё в 1995 г.. Чтобы привести приговор в исполнение, японские власти ввели обратно смертную казнь, которая ранее была в Японии отменена с 2010 г...

 

***

Означает ли это, что с любыми сообществами, придерживающимися неортодоксальных взглядов, власти поступают таким же образом? Абсолютно нет! Я специально привёл случаи именно из тех стран, где прописанные в законах свобода слова, собраний и вероисповедания в большинстве случаев соблюдаются. Тысячи разнообразных сект в США и сотни в Японии действуют и проповедуют свои идеи без каких-либо проблем. За примерами далеко ходить не надо: та же Church of Satan в США пока что жертвой беспредела властей не пала.

Интересно здесь — кто и почему попадает в то самое меньшинство случаев, в отношении которых власти плюют на все законы, фабрикуют какие угодно дела, и используют любые средства уничтожения.

Вопрос "почему" в данном случае оказывается особенно сложным, поскольку о содержании учения сект, истреблённых властями, имеется крайне мало информации, а та, которая есть, выглядит откровенным "чёрным пиаром" и пропагандой. Например, о Джиме Джонсе сообщается практически только то, что он был "коммунистом"; однако в те же годы в США открыто действовала вполне настоящая коммунистическая партия, и её членов никто особо не преследовал. Движение "MOVE" в каком-то виде вроде как продолжает существовать до сих пор, и у них есть сайт (правда, не обновлявшийся с 2010 г.), излагающий их идеологию, которая в этом изложении выглядит как заурядный "чёрный национализм" самого тупейшего толка, — но негритянских организаций с такими идеями в США более чем достаточно, и бомбить их штаб-квартиры никто не собирается и не собирался. Про "Аум Синрикё" официально считается, что они вроде как собирались истребить всё человечество, — что тоже вызывает недоумение: то ли идея поубивать всех настолько привлекательна, что у неё возникли сотни тысяч последователей, то ли всё-таки на самом деле Сёко Асахара проповедовал что-то более жизнеутверждающее, о чём власти хотят заставить нас забыть.

Но отсутствие информации — это тоже информация. Получается, что власти намеревались убить не только и не столько людей, сколько идеи, которые эти люди распространяли. Именно поэтому никакой внятной информации об этих идеях теперь и не найти. Бхагвану Раджнишу в этом смысле повезло: он успел изложить свои идеи в книгах; именно поэтому, видимо, ему и удалось вырваться из лап американских властей живым, — так как они понимали, что его смерть при этих обстоятельствах только подогрела бы интерес к его идеям.

Попробуем прийти к ответу методом "от противного"; рассмотрим — с какими сектами власти не только не борются, но даже поощряют их:
1) Любые организации, открыто провозглашающие своей целью ещё глубже загнать индивида в общество (такие как сайентология в США и секта Окада в Японии). Сюда же относятся всякие тренинги "успеха в обществе" и им подобные шарлатаны.
2) Организации, не претендующие на то, чтобы быть чем-то бóльшим, чем клуб по интересам. Заниматься после работы йогой (или даже тантрой) — это пожалуйста, при условии, что на следующий день ты, как обычно, снова прийдёшь на работу.
3) Реакционные секты, провозглашающие современное общество греховным и самоизолирующиеся от него именно по этой причине (мормоны, амиши и т.п.). Т.е. даже создавать альтернативное общество на своей территории государство иногда позволяет — при условии, что это общество будет средневековым.
4) Заведомо несерьёзные движения типа культа макаронного монстра. Шутить над религией как таковой вполне позволяется, если дело одними только шутками и ограничивается.
5) Религиозные движения типа "христианство в маскарадном костюме" (такие как викка или ченнелинг), которые, поклоняясь иным нежели христианский бог сущностям, от имени этих сущностей провозглашают мораль практически неотличимую от христианской.

Можно заметить, что не допускается (причём не допускается с применением любых средств, вплоть до бомбардировок и отравляющих газов) только одно: построение альтернативного сообщества, предоставляющего своим членам бóльшую свободу, чем в окружающем их обществе.

Для сатанистов во всём этом есть две новости — хорошая и плохая. Хорошая заключается в том, что повальную охоту на нас власти пока ещё не объявили, хотя вполне могли бы, если бы захотели. А плохая — не сделали они этого только лишь потому, что не считают нас угрозой существующему порядку. Какие-нибудь поедатели сырого мяса из движения "MOVE", с их точки зрения, намного опаснее нас.

Антона ЛаВея принято ругать за то, что он привнёс в сатанизм слишком много элементов театральности. Но, если посмотреть на судьбу "Народного храма", "MOVE" или группы Кореша, — то это, возможно, было весьма разумным решением с его стороны. Сначала нужно было добиться легального статуса для сатанистов хоть в какой-то форме, и это ЛаВею удалось. (А всяким критикам ЛаВея, которые сами ничего для сатанизма не сделали, не мешало бы для начала разобраться: что для ЛаВея было сущностью сатанизма, а что — тактическими решениями, принятыми исходя из обстановки в США 1960х годов.)

Так или иначе, ЛаВей сделал для сатанизма всё, что было в его силах, и удалось ему намного больше, чем кому-либо ещё. Теперь настало время сделать следующий шаг. И, чтобы этот шаг стал успешным, нужно изучить не только удачный опыт ЛаВея и его соратников, но и печальный опыт тех, кто тоже пытались совершить нечто подобное, но у них не получилось, — чтобы не повторять ошибок тех, для кого выбранный ими путь окончился трагически.