Очень старая хронология, или Фоменко наоборот

Milchar

 

Если убрать из истории всю ложь,
то это не значит, что останется только правда.
В результате может вообще ничего не остаться.

/Станислав Ежи Лец/

 

 

Человеку, чьи представления об истории идут только из школьных учебников, может казаться, что история состоит из достоверно известных фактов, и только лишь об их политической оценке могут идти споры. Он бы сильно удивился, если бы узнал: как именно создавалась та история, которую он изучал. Весьма сомнительные предположения мыслителей эпохи Ренессанса об образе жизни древних греков и римлян принимались историками XVIII–XIX вв. как абсолютная истина; из нескольких противоречащих друг другу древних текстов произвольно выбирался один, а остальные игнорировались (и хорошо ещё, если они пылятся в архивах, а не уничтожены); националистические фантазии историков прошлого продолжают выдаваться за доказанные факты; а уж в вопросах датировки подход «Взять с потолка, а если на потолке ничего нет, то высосать из пальца» — господствует начиная с первых попыток уложить описания событий прошлого в какой-то порядок.

Как только речь заходит о сомнениях в датировке исторических событий, любому русскоговорящему читателю сразу же приходит на ум имя Анатолия Фоменко. Эта фигура стала настолько символичной, что у людей недалёких создаётся впечатление, что кроме официальной истории и «новой хронологии» Фоменко ничего другого в вопросе хронологии нет и быть не может. Вполне возможно, что Фоменко специально раскручивают именно с этой целью: создать впечатление, что история может быть либо официальной, либо бредовой, и что третьего не дано.

Цель этой работы — как раз в том, чтобы продемонстрировать: дано и третье, и четвёртое, и вообще вопрос соответствия между хронологией истории Древнего мира и хронологией событий Средних веков и позднее, — нельзя считать окончательно решённым. Я покажу, что официальная (Скалигеровская) хронология не основана ни на чём, кроме фантазий христианских богословов, и что возможно установить другое соответствие между греко-римскими календарями и календарём современным, которое лучше отражает наблюдавшиеся в древности астрономические явления, в первую очередь — солнечные затмения.

Построения Фоменко я даже рассматривать не буду; их несоответствие реальности, на мой взгляд, очевидно для любого мыслящего человека. Однако, само появление на исторической сцене такого персонажа как Фоменко и популярность его теорий, — вовсе не случайно. Официальные историки уже заврались до такой степени, что любые, даже самые нелогичные, альтернативные идеи начинают восприниматься как более правдоподобные, чем официальная версия.

Несколько слов об обозначениях. Официальные даты, которые я считаю неправильными, обозначаются в кавычках в формате н.э./до н.э., например: официальная история считает, что Рим был основан в «753 до н.э.», и что в «476 н.э.» его захватили готы; я же полагаю, что оба этих события произошли несколько раньше. Даты, которые я считаю правильными, обозначаются в астрономическом формате, т. е. перед +1м годом был 0й, перед ним –1й, и т.д.: например, Карл Великий действительно родился в +754 г., а в –128 г. в Риме наблюдалось солнечное затмение. Сразу же успокою тех, кто уже ожидает от меня чего-то вроде фоменковских построений: хронологию истории Европы начиная примерно с +750 г., и истории Ближнего Востока и исламского мира примерно с +650 г. я считаю в основном правильной; возможна неточная датировка отдельных событий, но хронология в целом соответствует действительности. Проблемы с датировками начинаются дальше: как только мы заглядываем во времена «Тёмных веков» и того, что было до них.

Чтобы понять суть этих проблем — нужно вспомнить, что люди, жившие в разное время на одной и той же территории, использовали разные календари. Так, древние римляне сначала использовали календарь, в котором момент начала каждого месяца каждый раз устанавливался жрецами на основании астрономических наблюдений. Затем Юлий Цезарь ввёл календарь с постоянно установленной продолжительностью каждого месяца, который мы знаем как юлианский. Счёт лет при этом стали вести от основания Рима, однако сама дата основания Рима вовсе не была известна хоть сколько-нибудь достоверно. Принятую у историков дату «753 до н.э.» впервые ввёл современник Цезаря — философ Марк Теренций Варрон. Текст, в котором он объясняет: почему выбрал именно эту дату, — вроде бы существовал, но до наших дней не сохранился. Некоторые другие римские авторы были не согласны с Варроном и считали дату основания Рима другой. На официальном уровне счёт лет от основания Рима по версии Варрона был введён только при императоре Клавдии. Но и эта система была не единственной, которую использовали римляне; например, император Диоклетиан приказал считать годы от своего восхождения на престол, и эта т. н. «эра Диоклетиана» продолжала использоваться и после него, в том числе и первое время после введения христианства.

С хронологией Древней Греции ситуация ещё более запутанная, поскольку в разных греческих полисах были разные календари. Современные историки заявляют, что древние греки отсчитывали годы от последней олимпиады и помнили — какой по счёту эта олимпиада была. На деле же, современная официальная версия — это афинский вариант, а жители некоторых других городов имели иное мнение насчёт того — когда именно состоялась первая олимпиада, и, соответственно, — какой по счёту была последняя. Кроме того, сама идея счёта лет по олимпиадам впервые введена Тимеем Тавроменийским («345 до н.э.» – «260 до н.э.») в «289 до н.э.». Это означает, что для событий сильно раньше жизни Тимея датировки от олимпиад ненадёжны.

И подобную картину мы наблюдаем везде: в Европе, на Ближнем Востоке, в Иране, в Индии, в Китае… Там, где нет единой империи с мощным бюрократическим аппаратом, — зачастую соседние города пользуются разными календарями. Но и там, где существовали крупные государства со стандартизированной системой счёта времени — эта система менялась с течением времени, сменой правителей и религий. Нет ни одной культуры, у которой бы за последние 2000 лет не сменилась бы (а иногда и неоднократно) эра календаря, т. е. событие, которое принимается при отсчёте времени за «1й год». И именно это: установление соответствия между древними и современными календарями — и есть основная проблема хронологии.

Ситуация осложняется ещё и тем, что дошедшие до нас тексты зачастую не содержат указаний на время своего составления в привычном для нас виде. Так, крайне редко можно встретить античные документы, в которых события упоминались бы с датой от основания Рима или от определённой олимпиады. Как правило, время указывается в форме «при таком-то правителе», а уже даты их правления историки восстанавливают по сохранившимся спискам. Однако, нередки случаи, когда дошедшие до нас разные версии списков правителей одного и того же государства или города противоречат друг другу; так, например, обстоят дела со списками консулов Рима и архонтов Афин. Похоже, что греческие и римские историки любили приврать ничуть не меньше, чем современные…

Таким образом, древние греки и римляне в вопросах хронологии вовсе не отличались той аккуратностью, которую ожидаем от этих вопросов мы в наше время. Поэтому даты событий античной истории даже относительно друг друга (т. е. промежуток времени между разными событиями) мы теперь не можем установить абсолютно точно. Более-менее уверенно можно что-то говорить только про период расцвета Римской империи — когда в ней был относительный порядок в ведении дел, и чиновники в разных городах хотя бы пользовались одним и тем же календарём.

Но недолго длился этот расцвет, и вскоре после него пришло христианство со своими представлениями о том — как следует вести отсчёт времени. По мнению ранних христиан, годы следовало считать от момента «сотворения мира» по их религии. Проблема в том, что они так и не пришли к согласию по вопросу — когда же именно мир был «сотворён». Разные христианские авторы брали с потолка церкви практически любые цифры от «3000 до н.э.» до «6000 до н.э.».

Самую первую (по крайней мере — из дошедших до нас) попытку уложить события прошлого в хронологию от «сотворения мира» предпринял Евсевий Кесарийский («263 н.э.» – «340 н.э.»). По его мнению, «сотворение мира» было в «5199 до н.э.». Но другие раннехристианские писатели считали иначе; различных версий датировки «сотворения мира» известно более 200. В результате, разные христианские конфессии, и даже разные региональные варианты одной конфессии, использовали разные версии счёта лет от «сотворения мира». Католическая церковь придерживалась даты «4713 до н.э.», коптская церковь была сторонниками «5492 до н.э.», а православная церковь — в Византии считала, что мир был сотворён «1 сентября 5509 до н.э.», на Руси — что «1 марта 5508 до н.э.», а болгарская церковь, тоже православная, относила «сотворение мира» к «5504 до н.э.».

Причём даже то, что какая-то версия датировки «сотворения мира» была официально утверждена церковным начальством, ещё не гарантировало, что её соблюдают все попы где-нибудь в провинциальном захолустье. Так, при официально считающемся у католиков «сотворении мира» в «4713 до н.э.», в Англии до завоевания норманнами католики использовали дату «3952 до н.э.», и никто никого за это на костре не сжёг. А между разными русскими летописями имеются противоречия, которые проще всего объяснить тем, что некоторые летописцы использовали дату «сотворения мира», отличающуюся на несколько лет от той, что официально принята в русской православной церкви.

В довершение описания этого феерического бардака в датировках следует заметить, что, возможно, некоторые реально использовавшиеся в средневековых текстах варианты даты «сотворения мира» не зафиксированы современными историками. Например, в наше время дата «сотворения мира» по еврейскому календарю у евреев всего мира одинакова, однако тот же Евсевий Кесарийский упоминал, что тогда у еврейских общин в разных городах она различалась. Это — ещё один возможный источник ошибок при пересчёте дат от «сотворения мира» на современный календарь.

Видимо, чтобы навести в вопросах исчисления времени хоть какой-то порядок, вскоре после падения Рима папа римский поручил монаху Дионисию Малому вычислить дату рождения Иисуса. Дионисий вёл расчёты относительно эры Диоклетиана и дат, на которые приходился праздник Пасхи в разные годы, полагая, что эти даты всегда рассчитывались правильно. Однако оказалось, что построения Дионисия напрямую противоречат «Библии»: у него вышло, что Христос родился через 4 года после смерти Ирода, в то время как «Библия» утверждает, что Ирод в это время был ещё жив. Тогда получается одно из двух:
1) либо никакого исторического прототипа у И. Христоса не существовало, и вся эта история полностью выдумана, а Дионисий Малый нашёл вариант хоть как-то упихнуть её в хронологию реальных событий;
2) либо где-то в промежутке времени между царствованием Диоклетиана и жизнью Дионисия Малого (например, при Константине или при Феодосии) изменились правила расчёта дат Пасхи, а Дионисий об этом не знал и считал, что Пасху всегда рассчитывали так же, как в его времена.

Так или иначе, но папа римский закрыл глаза на это противоречие в выкладках Дионисия. То ли он знал о том, как создавалось христианское вероучение, что-то такое, чего не полагается знать нам; то ли просто у него не хватило фантазии предположить, что когда-нибудь полный текст «Библии» будет в доме у каждого христианина.

Изыскания Дионисия Малого долгое время оставались невостребованными никем, кроме католических теологов. Возникшие на руинах Западной Римской империи королевства готов и вандалов не придавали вопросам хронологии особой важности и не вели хроник. В крупнейшем христианском государстве того времени — Восточной Римской империи — продолжали использовать счёт лет от основания Рима. Некоторое время на территории бывшей Римской империи ещё существовали какие-то остатки античной культуры, но затем, когда всё оставшееся от времён величия Рима было разграблено до конца — наступили «Тёмные века». От этого периода не сохранилось практически никаких документов (прежде всего потому, что уровень грамотности был близок к нулю). И именно точная продолжительность этого недокументированного периода истории и является предметом сомнений.

На выходе из «Тёмных веков» возникают первые средневековые государства, чью хронологию уже можно проследить до современности. В Европе это, прежде всего, королевство франков и Византийская империя. И тут сразу же следует отметить появление сил, политически заинтересованных в том, чтобы «Тёмные века» были как можно короче. Это, во-первых, — любые христианские церкви, которым нужно всячески преуменьшить разрушительный эффект принятия христианства для Римской империи. А во-вторых, — правители новых государств, которым хочется объявить себя преемниками Рима (что, хоть и со скрипом, возможно, — но только если с момента падения Римской империи прошло совсем немного времени...).

В наибольшей степени застолбить свою преемственность от Рима удалось Византийской империи. Современные историки официально считают, что Восточная Римская империя (существовавшая с раздела Римской империи Феодосием и до гражданской войны всех со всеми, начавшейся после убийства императора Мавриция) и Византия (возникшая в более-менее оформленном виде в середине +8го века) — это одно и то же государство. Но если сравнить их культуру — то можно увидеть, что это были два очень разных общества, которых не объединяет ничего, кроме религии и занимаемой территории. Судите сами:
– в Восточной Римской империи государственным языком была латынь, а в Византийской империи — греческий;
– в Восточной Римской империи использовался календарь со счётом лет от основания Рима, а в Византии считали годы от «сотворения мира» по версии константинопольского патриархата православной церкви;
– жители Восточной Римской империи, несмотря на принятие христианства, в основном продолжали следовать античным традициям в одежде, в то время как византийцы одевались примерно так же, как и другие христианские народы Средиземноморья в средние века. (Аутентичные византийские костюмы сейчас можно увидеть на стражниках у здания парламента Греции: как-то оно совсем не похоже ни на римлян, ни на древних греков…)

Чтобы закрепить претензии на преемничество от Римской империи, Византии требовалось составить хронологию своей истории начиная от римских императоров. Это было поручено сделать константинопольскому монаху Георгию Синкеллу, который занимался изучением сохранившихся античных рукописей и считался большим учёным. Каким-то образом (подробностей он не раскрывал) Синкелл составил привязку византийского календаря от «сотворения мира» к античным эрам от основания Рима и от олимпиад. Синкелл ссылался при этом на хронологию Евсевия Кесарийского, однако неизвестно: знал ли он, что даты «сотворения мира» по версии константинопольского патриархата и по версии Евсевия различаются (и различаются серьёзно — более чем на 300 лет). А о том, насколько плохо обстояли дела с исчислением времени в Византии тех времён, можно судить хотя бы по тому, что ни год рождения, ни год смерти Георгия Синкелла неизвестны — при том, что он был весьма важным деятелем своего времени, и его имя упоминается во многих документах.

Ещё через несколько столетий после этого, на католическом Западе начало вводиться летоисчисление от «рождества Христова». Важно отметить, что происходило это через много веков после того, как Дионисий Малый «вычислил» дату рождения И. Христоса. Эра Диоклетиана, относительно которой Дионисий проводил свои расчёты, к тому моменту давно была забыта. И единственное, что на тот момент связывало эру от «рождества Христова» с дохристианскими эрами (от олимпиад, от основания Рима, или от царствования Диоклетиана) — это церковные эры от «сотворения мира». Но, зная: сколько этих вариантов датировки «сотворения мира» у церкви было, — есть все основания сомневаться: а совпадает ли дата «рождества Христова», которую посчитал Дионисий Малый, с датой, которую католическая церковь пропагандирует начиная с +10го века?

Важно понимать, что очень малая часть античных текстов (в том числе и раннехристианских, например — того же Дионисия Малого) дошла до нас в подлиннике. Большинство из них существует в виде копий, переписанных вручную с оригинала; иногда — многократно переписанных с прошлых копий. До изобретения книгопечатания большинство текстов существовали всего в нескольких экземплярах, и их переписыванием обычно занимались монахи. Такое положение дел создавало множество возможностей и для фальсификаций, и для уничтожения «неудобных» текстов. Никаких «заговоров», ни даже личных указаний папы римского или патриарха, для этого не требовалось. Достаточно было какому-нибудь одному особо твердолобому настоятелю монастыря решить, что в каком-то тексте написана ересь и надо это срочно исправить, а потом именно этой перевранной копии оказаться единственной не сгоревшей в ходе феодальных междоусобиц и сохранившейся до появления книгопечатания. А если сохранятся и другие копии — то получится как с «Повестью временных лет», оригиналы которой существуют в виде 11 противоречащих друг другу вариантов, из которых историки произвольно выбрали один и объявили его единственно правильным. Один пример фальсификации античного текста церковниками я покажу далее, когда речь пойдёт о датировках солнечных затмений.

Так или иначе, в Средние века информация о дохристианских временах, включая хронологию тогдашних событий, мало кого интересовала. Ситуация изменилась в эпоху Ренессанса. Именно тогда впервые был серьёзно поставлен вопрос о соответствии между христианским и дохристианскими календарями. Общепринятый в наше время ответ на него дал Жозеф Скалигер (+1540 – +1609), а некоторые уточнения в него внёс Дионисий Петавий (+1583 – +1662). С последним всё ясно: он был монахом-иезуитом и поэтому заслуживает особого недоверия. А можно ли хоть в чём-то доверять изысканиям Скалигера?

Как уже говорилось, уже в самый ранний документированный период Средних веков (конец +8го века) никакие дохристианские календарные эры (от олимпиад, от основания Рима, или от царствования Диоклетиана) больше не использовались. В распоряжении Скалигера были раннехристианские тексты с привязкой даты от «сотворения мира» к датам по античным календарям и средневековые тексты с привязкой «рождества Христова» к «сотворению мира». У него не было никаких способов проверить, что в текстах разных времён использовалась одна и та же версия даты «сотворения мира». Равно как и не было способов проверить, что текст является подлинным античным документом, а не фальшивкой. (Таких фальшивок в эпоху Ренессанса наделали множество, и наверняка некоторые из них до сих пор не разоблачены.)

Вполне возможно, что Скалигер честно сделал логичные выводы из тех ненадёжных (а то и просто лживых) источников, которыми он располагал. В его времена ещё не было тех стандартов доказательства, которые приняты в науке сейчас, поэтому не стоит критиковать его особо строго. Зато со всей строгостью нужно спрашивать с современных историков, которые, располагая множеством текстов, неизвестных Скалигеру, и современной техникой, которая Скалигеру и не снилась, — до сих пор так и не удосужились проверить его результаты.

Один из возможных способов проверки указал сам Скалигер: это даты солнечных затмений, которые можно рассчитать достаточно точно на много лет назад (и вперёд). Причём, поскольку далеко не все затмения могли наблюдаться в интересующем нас регионе (Средиземноморье), совпадение последовательности из хотя бы 10–15 затмений, идущих друг за другом с определёнными интервалами, уже является достаточно уникальным признаком соответствующего периода времени.

Рассмотрим список солнечных затмений за период с –1500 до +500 гг.. Данные взяты с сайта NASA: https://eclipse.gsfc.nasa.gov/solar.html, и из них я вручную выбрал те затмения, которые могли наблюдаться в Средиземноморском регионе. Для дат раньше +1 г. используется пролептический юлианский календарь, но с астрономической нумерацией лет, т. е. 0й год считается равным «1 до н.э.». Список получился внушительный; привожу его полностью (разделён на 4 колонки по периодам в 500 лет):

 

1500 … –1000

1000 … –500

500 … 0

0 … +500

1489 июл.12

1477 июн.01

1475 окт.04

1474 мар.30

1468 май 22

1463 авг.23

1459 июн.11

1437 апр.10

1435 авг.13

1430 ноя.15

1421 ноя.06

1413 июн.14

1410 апр.11

1409 сен.25

1405 июл.15

1390 сен.24

1388 фев.09

1381 сен.15

1377 июл.05

1374 май 03

1365 май 23

1361 мар.12

1359 июл.15

1355 окт.27

1351 авг.15

1339 янв.08

1337 май 14

1336 окт.26

1334 мар.13

1331 дек.30

1327 окт.17

1311 июн.24

1305 авг.17

1300 ноя.17

1289 апр.24

1285 фев.10

1283 июн.15

1280 апр.14

1273 ноя.19

1261 апр.14

1260 сен.27

1257 июл.27

1250 сен.07

1246 дек.20

1231 мар.14

1222 мар.05

1220 авг.07

1217 июн.06

1210 июл.18

1207 май 16

1206 окт.30

1196 окт.09

1191 янв.21

1182 янв.12

1177 апр.16

1168 апр.06

1156 авг.19

1153 июн.18

1152 дек.01

1137 фев.23

1131 апр.17

1130 сен.30

1128 фев.14

1123 май 18

1108 июл.29

1105 май 29

1102 сен.21

1090 авг.09

1089 дек.25

1083 мар.27

1077 май 20

1074 мар.18

1067 окт.23

1059 май 30

1048 окт.23

1044 авг.10

1040 ноя.23

1037 мар.29

1036 сен.10

1034 янв.26

1032 июн.30

1014 июл.11

1013 ноя.25

1011 май 09

1010 апр.29

1008 сен.01

1004 июн.20

989 мар.09

983 апр.30

960 авг.12

957 июн.11

954 окт.04

950 июл.23

931 янв.27

922 янв.18

917 апр.21

910 июн.02

907 мар.31

906 сен.14

900 ноя.05

884 июл.23

880 май 01

878 сен.04

877 мар.01

856 июл.04

853 май 03

852 окт.16

831 мар.02

830 авг.15

824 окт.06

823 апр.02

816 май 13

808 июн.13

804 апр.02

802 авг.06

790 июн.24

777 апр.04

770 ноя.08

764 фев.10

762 июн.15

743 дек.09

736 июл.26

732 май 15

723 май 06

714 май 26

710 мар.14

708 июл.17

704 май 05

703 окт.19

699 авг.06

690 июл.28

688 янв.11

661 янв.12

660 июн.27

656 апр.15

650 июн.07

649 ноя.21

647 апр.06

645 сен.08

640 ноя.11

636 авг.29

635 авг.19

634 фев.12

632 июн.17

609 сен.30

607 фев.13

606 июл.30

602 май 18

596 июл.09

595 дек.23

587 июл.29

586 дек.15

584 май 28

581 сен.21

556 май 19

555 ноя.01

553 мар.18

551 авг.20

541 июл.31

533 авг.31

531 янв.15

530 июн.30

516 мар.28

508 апр.28

506 сен.01

502 июн.21

501 дек.04

492 ноя.24

487 сен.01

479 окт.02

477 фев.17

476 авг.01

462 апр.30

436 июн.10

432 мар.30

430 авг.03

423 мар.21

408 июн.01

403 сен.03

401 янв.18

399 июн.21

393 авг.14

379 ноя.05

378 май 02

363 июл.13

360 май 12

356 фев.29

350 апр.22

349 окт.06

347 фев.19

339 сен.15

336 июл.14

335 июл.04

323 май 23

316 янв.08

309 авг.15

306 июн.14

302 апр.02

296 май 24

295 ноя.07

281 авг.06

262 фев.09

256 апр.03

255 сен.16

251 июл.05

241 июн.15

233 июл.16

229 май 05

227 сен.07

220 апр.25

216 фев.11

208 мар.13

189 мар.14

187 июл.17

182 окт.19

179 авг.17

173 окт.10

169 июл.28

162 мар.15

157 июн.17

135 апр.15

132 фев.13

128 ноя.20

125 сен.19

124 сен.07

119 ноя.11

115 авг.29

104 фев.03

103 июл.19

93 июн.29

77 мар.06

72 май 08

63 май 28

61 окт.01

50 мар.07

49 авг.21

37 янв.14

35 май 19

34 ноя.01

23 апр.07

21 авг.11

10 янв.15

9 июн.30

6 окт.23

+4 апр.08

+17 фев.19

+19 июн.21

+24 сен.21

+26 фев.06

+29 ноя.24

+34 сен.01

+45 авг.01

+49 май 20

+59 апр.30

+67 май 31

+71 мар.20

+75 янв.05

+80 мар.10

+83 дек.27

+88 окт.03

+110 авг.03

+113 июн.01

+118 сен.03

+121 июл.02

+125 апр.21

+131 июн.12

+138 янв.28

+143 май 02

+145 сен.04

+158 июл.13

+164 сен.04

+172 окт.05

+174 фев.19

+176 июл.23

+183 мар.11

+185 июл.14

+186 июл.04

+186 дек.28

+197 июн.03

+199 окт.07

+207 май 14

+212 авг.14

+218 окт.07

+228 мар.23

+234 июн.14

+237 апр.12

+240 авг.05

+241 янв.29

+265 апр.03

+266 сен.16

+272 ноя.08

+291 май 15

+292 май 04

+294 сен.07

+295 мар.03

+301 апр.25

+303 сен.27

+305 фев.10

+306 июл.29

+319 май 06

+320 окт.18

+324 авг.06

+334 июл.17

+346 июн.06

+349 апр.04

+355 май 28

+359 мар.15

+364 июн.16

+378 сен.08

+386 апр.15

+393 ноя.20

+402 ноя.11

+410 июн.18

+413 апр.16

+418 июл.19

+421 май 17

+433 сен.29

+443 мар.17

+447 дек.23

+453 фев.24

+458 май 28

+464 июл.20

+472 авг.20

+484 янв.14

+486 май 19

+487 ноя.01

+497 апр.18

Таблица 1.

 

Далее, возьмём список упоминаний солнечных затмений в текстах древнегреческих и древнеримских авторов. Список, приведённый далее в Таблице 2, скомпонован из следующих источников:
http://hbar.phys.msu.su/gorm/atext/ginzele.htm
https://eclipse.gsfc.nasa.gov/SEhistory/SEhistory.html
http://www.mreclipse.com/Special/quotes1.html

Для идентификации каждого затмения ему присвоен номер, указывающий также религиозную принадлежность автора, описавшего затмение: язычник (Яз.) или христианин (Хр.); для чего это сделано — будет понятно дальше. (Яз.14a и Яз.14b, скорее всего, являются описаниями одного и того же затмения.)

 

Номер

Официальная дата

Было ли на самом деле затмение в этом году?

Источник

Цитата в оригинале

Цитата в переводе на английский

Яз.1

“769 до н.э.”

Да

Plutarch, Romulus, 12

 

Romulus was conceived in his mother's womb the first year of the second Olympiad, the twenty-third day of the month the Aegyptians call Choeac, and the third hour after sunset, at which time there was a total eclipse of the sun.

Яз.2

“715 до н.э.”

Да

Cicero, "De Republica", I, 25

Superiores solis defectiones reputatae sint usque ad illam quae Nonis Quinctilibus fuit regnante Romulo.

The dates of previous eclipses of the sun have been reckoned, all the way back to that which occured on the Nones of July in the reign of Romulus.

Яз.3

“648 до н.э.”

Да

Archilochus, fragment 74

Χρημάτων ἄελπτον οὐδέν ἐστιν οὐδ ̓ ἀπώμοτον οὐδὲ θαυμάσιον, ἐπειδὴ Ζεὐς πατὴρ Ὀλυμπίων ἐκ μεσημβρίης ἔθηκε νύκτ ̓, ἀποκρύψας φάος ἡλίου λάμποντος· λυγρὸν δ ̓ἦλθ ̓ ἐπ ̓ ἀνθρώπους δέος.

Nothing is unexpected, nothing can be sworn untrue, and nothing amazes since father Zeus the Olympian has veiled the light to make it night at midday even as the sun was shining: now dread fear has overtaken men.

Яз.4

“585 до н.э.”

Да

Herodotus, History, I, 74-103

διαφέρουσι δέ σφι ἐπὶ ἴσης τὸν πόλεμον τῷ ἕκτῳ ἔπεϊ συμβολῆς γενομένης συνήνεικε ὥστε τῆς μάχης συνεστεώσης τὴν ἡμέρην ἐξαπίνης νύκτα γενέσθαι· τὴν δὲ μεταλλαγὴν ταὐτην τῆς ἡμέρης Θαλῆς ὁ Μιλήσιος τοῖσι Ἴωσι προηγόρευσε ἔσεσθαι, οὖρον προθέμενος ἐνιαυτὸν τοῦτον, ἐν τῷ δὴ καὶ ἐγένετο ἡ μεταβολή.

As, however, the balance had not inclined in favour of either nation, another combat took place in the sixth year, in the course of which, just as the battle was growing warm, day was on a sudden changed into night. This event had been foretold by Thales, the Milesian, who forewarned the Ionians of it, fixing for it the very year in which it actually took place.

Яз.4

“585 до н.э.”

Да

Pliny, Natural history, II, 53

Apud Graecos autem investigavit primus omnium Thales Milesius Olympiadis XLVIII anno quarto praedicto solis defectu, qui Alyatte rege factus est urbis conditae anno CLXX.

Among the Greeks, Thales of Miletus, who explained the eclipse of the Sun which occured in the 4th year of the 48th Olympiad when Alyattes was king, that is, in the 170th year from the founding of Rome, was the very first to make inquiry.

Яз.4

“585 до н.э.”

Да

Cicero, De Divinatione, I, 111

Non plus quam Milesium Thalem… quidem idem primus defectionem solis, quae Astyage regnante facta est, praedixisse fertur.

Thales of Miletus… is said to have been the first man to predict the solar eclipse which took place in the reign of Astyages.

Яз.5

“557 до н.э.”

Да

Xenophon Anabasis 3:4:12

ταύτην δὲ πόλιν βασιλεὺς ὁ Περσῶν, ὅτε παρὰ Μήδων τὴν ἀρχὴν ἐλάμβανον Πέρσαι, πολιορκῶν οὐδενὶ τρόπῳ ἑδύνατο ἑλεῖν· ἥλιον δὲ νεφέλη προκαλύψασα ἠφάνισε μέχρι ἐξέλιπον οἱ ἄνθρωποι, καὶ οὕτως ἑάλω.

This city was besieged by the king of the Persians at the time when the Persians were seeking to wrest from the Medes their empire, but he could in no way capture it. A cloud, however, overspread the sun and hid it from sight until the inhabitants abandoned their city; and thus it was taken.

Яз.6

“480 до н.э.”

Да

Herodotus, History, VII, 37

ὁρμημένῳ δέ οἱ ὁ ἥλιος ἐκλιπὼν τὴν ἐκ τοῦ οὐρανοῦ ἕδρην ἀφανὴς ἦν οὔτ ̓ ἐπινεφέλων ἐόντων αἰθρίης τε τὰ μάλιστα, ἀντὶ ἡμέρης τε νὺξ ἐγένετο.

At the moment of departure, the sun suddenly quitted his seat in the heavens, and disappeared, though there were no clouds in sight, but the sky was clear and serene.

Яз.7

“478 до н.э.”

Да

Herodotus, History, IX, 10

ἀπῆγε δὲ τὴν στρατιὴν ὁ Κλεόμβροτος ἐκ τοῦ Ἰσθμοῦ διὰ τόδε· θυομένῳ οἱ ἐπὶ τῷ Πέρσῃ ὁ ἥλιος ᾀμαυρώθη ἐν τῷ οὐρανῷ.

A prodigy had caused him to bring his army home; for while he was offering sacrifice to know if he should march out against the Persian, the sun was suddenly darkened in mid sky.

Яз.8

"431 до н.э.”

Да

Cicero, "De Republica", I, 25

Atque eius modi quiddam etiam bello illo maximo quod Athenienses et Lacedaemonii summa inter se contentione gesserunt. Cum obscurato sole tenebrae factae essent repente, Atheniensiumque animos summus timor occupavisset.

And a similar story is told of an event in that great war in which the Athenians and Lacedaemonians contended so fiercely. For when the sun suddenly obscured and darkness reigned, and the Athenians were overwhelmed with the greatest terror…

Яз.8

"431 до н.э.”

Да

Thucydides, The History of the Peloponnesian War, II, 28

Τοῦ δ ̓ αὐτοῦ θέρους νουμηνίᾳ κατὰ σελήνην ... ὁ ἥλιος ἐξέλιπε μετὰ μεσημβρίαν καὶ πάλιν ἀνεπληρώθη, γενόμενος μηνοειδὴς καὶ ἀστέρων τινῶν ἐκφανέντων.

The same summer, at the beginning of a new lunar month, the only time by the way at which it appears possible, the sun was eclipsed after noon. After it had assumed the form of a crescent and some of the stars had come out, it returned to its natural shape.

Яз.9

“424 до н.э.”

Да, но не в это время года

Thucydides, The History of the Peloponnesian War, IV, 52, III, 116

Τοῖ δ ̓ ἐπιγιγνομένου θέρους εὐθὺς τοῦ τε ἡλίου ἐκλιπές τι ἐγένετο περὶ νουμηνίαν.

In first days of the next summer there was an eclipse of the sun at the time of new moon, and in the early part of the same month an earthquake.

Яз.10

“404 до н.э.”

Да

Xenophon, Hellenica, II, 3, 2

Κατὰ δὲ τοῦτον τὸν καιρὸν περὶ ἡλίου ἔκλειψιν Λυκόφρων ὁ Φεραῖος, βουλόμενος ἄρξαι ὅλης τῆς Θετταλίας, τοὺς ἐναντιουμένους αὐτῷ τῶν Θετταλῶν, Λαρισαίους τε καὶ ἄλλους, μάχῃ ἐνίκησε καὶ πολλοὺς ἀπέκτεινεν.

It was near this date, and at about the time of an eclipse of the sun, that Lycophron of Pherae, who wanted to make himself ruler of all Thessaly, defeated in battle those among the Thessalians who opposed him, namely the Larisaeans and others

Яз.11

"400 до н.э.”

Да

Cicero, "De Republica", I, 25

Id autem postea ne nostrum quidem Ennium fugit, qui ut scribit, anno trecentesimo quinquagesimo fere post Romam conditam. Nonis Iunis soli luna obstitit et nox.

Ennius was not ignorant of it, for he wrote that, in about the three hundred and fiftieth year after Rome was founded: on the Nones of June the moon and night obscured the shining sun.

Яз.12

“394 до н.э.”

Да

Xenophon, Hellenica, IV, 3, 10

ὄντος δ ̓ αὐτοῦ ἐπὶ τῇ ἐμβολῇ εἰς τὰ Βοιωτῶν ὅρια ὁ ἥλιος μηνοειδὴς ἔδοξε φανῆναι.

When he was at the entrance to Boeotia, the sun seemed to appear crescent-shaped.

Яз.13

“364 до н.э.”

Да

Diodorus, Historical Library XV 80

Τοῦ δὲ Πελοπίδου ταχέως μετὰ τῆς δυνάμεως ἐξιόντος συνέβη τὸν ἥλιον ἐκλιπεῖν.

But as Pelopidas was hastening to leave with his army, the sun, as it happened, was eclipsed.

Яз.13

“364 до н.э.”

Да

Plutarch, Vita Pelopidae XXXI.2

Ψηφισαμένων δὲ τῶν Θηβαίων προθύμως καὶ ταχὺ πάντων ἑτοίμων γενομένων καὶ τοῦ στρατηγοῦ περὶ ἔξοδον ὄντος, ὁ μὲν ἥλιος ἐξέλιπε καὶ σκότος ἐν ἡμέρᾳ τὴν πόλιν ἔσχεν.

The Thebans readily decreed what they desired, and soon everything was in readiness and the commander about to set out, when the sun was eclipsed and the city was covered with darkness in the day-time.

Яз.14a

“361 до н.э.”

Да

Plutarch, Vita Dionis XIX.4

Οὕτω δὲ διακειμένων πρὸς ἀλλήλους καὶ λανθάνειν πάντας οἰομένων, Ἑλίκων ὁ Κυζικηνὸς, εἷς τῶν Πλάτωνος συνήθων, ἡλίου προεῖπεν ἔκλειψιν· καὶ γενομένης, ὡς προεῖπε, θαυμασθεὶς ὑπὸ τοῦ τυράννου δωρεὰν ἔλαβεν ἀργυρίου τάλαντον.

In the time they thought that everything is covered, one of Plato's pupils Helicon from Kuziki the Sun eclipse had foresaw. And when it become tyrant of this town was surprised and Dionis get a talant of silver.

Яз.14b

“357 до н.э.”

Да

Fabius Quintilianus, Institutionis Oratoriae I, 10, 47

An uero, cum Pericles Athenienses solis obscuratione territos redditis eius rei causis metu liberauit, aut cum Sulpicius ille Gallus in exercitu Lucii Pauli de lunae defectione disseruit, ne uelut prodigio diuinitus facto militum animi terrerentur, non uidetur esse usus oratoris officio? Quod si Nicias in Sicilia scisset, non eodem confusus metu pulcherrimum Atheniensium exercitum perdidisset: sicut Dion, cum ad destruendam Dionysi tyrannidem uenit, non est tali casu deterritus.

When Pericles dispelled the panic caused at Athens by the eclipse of the sun by explaining the causes of the phenomenon, or Sulpicius Gallus discoursed on the eclipse of the moon to the army of Lucius Paulus to prevent the soldiers being seized with terror at what they regarded as a portent sent by heaven, did not they discharge the function of an orator? If Nicias had known this when he commanded in Sicily, he would not have shared the terror of his men nor lost the finest army that Athens ever placed in the field. Dion for instance when he came to Syracuse to overthrow the tyranny of Dionysius, was not frightened away by the occurrence of a similar phenomenon.

Яз.15

“340 до н.э.”

Да

Titus Livius, Ab urbe condita, VII, 28

Prodigium extemplo dedicationem secutum, simile vetusto montis Albani prodigio; namque et lapidibus pluit et nox interdiu visa intendi.

The dedication was immediately followed by a prodigy like the one which had happened long before on the Alban Mount, for a shower of stones fell, and a curtain of night seemed to stretch across the sky.

Яз.16

“310 до н.э.”

Да

Diodorus, Historical Library ХХ 5

Τῇ δ ̓ ἱστεραίᾳ τηλικαύτην ἔκλειψιν ἡλίου συνέβη γενέσθαι, ὥστε ὁλοσχερῶς φανῆναι νύκτα θεωρουμένων τῶν ἀστέρων πανταχοῖ.

On the next day there occurred such an eclipse of the sun that stars appeared everywhere, it was like at a complete night.

Яз.17

“217 до н.э.”

Да

Titus Livius, Ab urbe condita, XXII, 1, 8

Arpis parmas in caelo visas pugnantemque cum luna solem.

At Arpi that shields were seen in the heavens, and the sun fighting with the moon.

Яз.18

"203 до н.э.”

Да, но в Кумах наблюдаться не могло

Titus Livius, Ab urbe condita, XXX, 38, 8

Prodigia quoque nuntiata sub ipsam famam rebellionis terrorem attulerant: Cumis solis orbis minui visus et pluit lapideo imbri.

The accounts also of prodigies, which arrived just at the time of the news of the revival of the war, had occasioned great alarm. At Cumae, the orb of the sun seemed diminished…

Яз.19

“190 до н.э.”

Да

Titus Livius, Ab urbe condita, XXXVII, 4, 4

Per eos dies, quibus est profectus ad bellum consul, ludis Apollinaribus ante diem quintum idus Quinctiles caelo sereno interdiu obscurata lux est, cum luna sub orbem solis subisset.

At the time of the consul's departure, whilst the Games of Apollo were being celebrated, the daylight was obscured, though the sky was clear, by the moon passing under the orb of the sun.

Яз.20

“188 до н.э.”

Да

Titus Livius, Ab urbe condita, XXXVIII, 36, 4

Priusquam in provincias novi magistratus proficiscerentur, supplicatio triduum pro collegio decemvirorum imperata fuit in omnibus compitis, quod luce inter horam tertiam ferme et quartam tenebrae obortae fuerant.

Before the new magistrates set out for their provinces, a supplication, of three days’ continuance, was ordered by the college of decemvirs to be performed in every street, on account of a darkness having overspread the light of day, between the third and fourth hours

Яз.21

“183 до н.э.”

Да

Plutarch, Romulus, 27

 

He disappeared on the Nones of July… the face of the sun was darkened, and the day turned into night.

Яз.22

“104 до н.э.”

Да

Julius Obsequens, De prodigiis, 43

Hora diei tertia solis defectus lucem obscuravit.

At the third hour of the day an eclipse of the sun brought on darkness.

Яз.23

“62 до н.э.”

Да

Julius Obsequens, De prodigiis, 62

Die toto ante sereno circo horam undecimam nox se intendit, deinte restitutus fulgor.

The whole day it was quiet until about the 11th hour, when it became dark night until the brightness reappeared.

Яз.24

“48 до н.э.”

Да

Cassius Dio, Roman History, XLI, 14

ὅ τε ἥλιος σύμπας ἐξέλιπε.

The sun, too, suffered a total eclipse.

Яз.25

“3 н.э.”

Нет

Cassius Dio, Roman History, LV, 22

Τότε δ ̓ οὖν ἐπὶ τε τοῦ Κορνηλίου καὶ ἐπὶ Οὐαλερίου Μεσσάλου ὑπάτων σεισμοί τε ἐξαίσιοι συνέβησαν ... τοῦ τε ἡλίου τι ἐκλιπὲς ἐγένετο.

At this time, in the consulship of Cornelius and Valerius Messalla, violent earthquakes occurred and the Tiber carried away the bridge and made the city navigable for seven days; there was also a partial eclipse of the sun, and famine set in.

Яз.26

“14 н.э.”

Нет

Cassius Dio, Roman History, LVI, 29

 

For in the following year, when Sextus Apuleius and Sextus Pompeius were consuls, Augustus set out for Campania, and after superintending the games at Neapolis, passed away shortly afterward at Nola. Indeed, not a few omens had appeared, and these by no means difficult of interpretation, all pointing to this fate for him [Augustus]. Thus, the sun suffered a total eclipse and most of the sky seemed to be on fire.

Яз.27

“32 н.э.”

Нет

Phlegon, Olympiades, 17

 

In the fourth year of the 202nd Olympiad, an eclipse of the Sun took place greater than any previously known, and night came on at the sixth hour of the day, so that stars actually appeared in the sky; and a great earthquake took place in Bithynia and overthrew the greater part of Nicea.

Яз.28

“45 н.э.”

Да

Cassius Dio, Roman History, LX, 25, 26

Καὶ ἐπειδὴ ὁ ἥλιος ἐν τοῖς γενεθλίοις αὐτοῦ ἐκλείψειν ἔμελλεν, ἐφοβήθη τε μή τις ἐκ τούτου ταραχὴ γένηται, ἐπεὶ ἄλλα ἄττα τέρατα συνεβεβήκει, καὶ προέγραψεν οὐ μόνον ὅτι τε ἐκλείψει καὶ ὁπότε καὶ ἐφ ̓ ὁπόσον, ἀλλὰ καὶ τὰς αἰτίας δι ̓ ἅς ἀναγκαίως γενήσεσθαι τοῦτ ̓ ἔμελλεν.

Since there was to be an eclipse of the sun on his birthday, he feared that there might be some disturbance in consequence, inasmuch as some other portents had already occured; he therefore issued a proclamation in which he stated not only the fact that there was to be an eclipse, and when, and for how long, but also the reasons for which this was bound to happen.

Хр.1

“57 н.э.”

Нет

Eusebius of Caesarea, Chronicon

[Ol.209.1, 3 Nero] Terraemotus Romae, et solis defectio.
[Ol.209.2, 4 Nero] Nero Agrippinam matrem suam et sororem patris interficit.

[Ol.209.1, 3 Nero] Earthquake at Rome and eclipse of the sun.
[Ol.209.2, 4 Nero] Nero kills his mother Agrippina and the sister of his father.

Яз.29

“59 н.э.”

Да

Plinius, Natural History, 80

Solis defectum Vipsano et Fonteio cos., qui fuere ante paucos annos, factum pridie kalendas Maias Campania hora diei inter septimam et octavam sensit, Corbulo dux in Armenia inter horam diei decimam et undecimam prodidit visum, circuiti globi alia aliis detegente et occultante.

An eclipse of the sun that occured in the consulship of Vipsanus and Fonteius a few years ago was visible in Campania between the sevenths and eighths hour of the day, but was reported by Corbulo commanding in Armenia as observed between the tenths and elevenths hour: this was because the curve of the globe
discloses and hides different phenomena for different localities.

Яз.29

“59 н.э.”

Да

Tacitus, Annales, XIV 12

Iam sol repente obscuratus et tactae de caelo quattuordecim urbis regiones.

Then the sun was suddenly darkened and the fourteen districts of the city were struck by lightning.

Яз.30

“98 н.э.”

Нет

Sextus Aurelius Victor, De vita et moribus imperatorum Romanorum

Eoque die, quo Nerva interiit, solis defectis facta est.

On the day on which Nerva died, the eclipse of the sun took place.

Хр.2

“118 н.э.”

Да

Fasti Vindobonenses priores. - MGH AA, IX, 285

Adriano et Salinatore. His cons. sol eclipsim passus est.

Hadrian and Salinator. Under these consuls an eclipse of the sun took place.

Яз.31

“218 н.э.”

Да

Cassius Dio, Roman History, LXXIX, 28 – 30

ἡλίου τε γὰρ ἔκλειψις περιφανεστάτη ὑπὸ τὰς ἡμέρας ἐκείνας ἐγένετο.

For a very distinct eclipse of the sun occurred just before that time and the comet was seen for a considerable period.

Яз.32

“238 н.э.”

Нет

Julius Capitolinus, Gordiani III, XXIII

Et hic finis belli intestini fuit, cum esset delatus Gordiano puero consulatus. Sed indicium non diu imperaturi Gordiani hoc fuit, quod eclipsis solis facta est, ut nox crederetur neque sine luminibus accensis quicquam agi posset.

And an end of the civil war strife was made when the boy Gordian was given consulship. There was an omen, however that Gordian was not to rule for long, which was this: there occured an eclipse of the sun, so black that men thought it was night and business could not be transacted without the aid of lanterns.

Хр.3

“291 н.э.”

Да

Consularia Constantinopolitana (Patr. Lat. v.51. - MGH AA, IX, 230)

His cons. tenebrae fuerunt inter diem, et eo anno leuati sunt Constaninus. et Maximinus Cesares die kal. Mart.

Tiberianus an Dione consuls. Under these consuls there was a darkness in the middle of the day, and this year Constantius and Maximinus were elevated to Caesars on the calends of March.

Яз.33

“316 н.э.”

Нет

Sextus Aurelius Victor, De Caesaribus, XII

Quod equidem vix diurturnum neque his, qui assumebantur, felix fore defectu solis foedato iisdem mensibus die patefactum.

It was, in fact, made clear that this would hardly be a long-lasting agreement, or propitious for those who were adopted, since daylight was obliterated by a solar eclipse during those same months. Accordingly six years later peace was broken.

Хр.4

“348 н.э.”

Да

Hyeronimus, Chronicon

[2363 Ab, Ol.281.3, 10 Constantius] ... Solis facta defectio.

[2363 Ab, Ol.281.3, 10 Constantius] ... An eclipse of the sun happened.

Хр.5

“348 н.э.”

Да

Cassiodori Chronica. - PL, LXIX

 

Philippus and Sallia. Under these consuls an eclipse of the sun happened.

Хр.6

“393 н.э.”

Да

Fasti Vindobonenses priores. - MGH SS, IX, 298

Theodosio III et Abundantio. His cons. tenebre facte sunt die Solis hora III, VI kal. Novemb.

Theodosius III and Abundantius. Under these consuls was darkness on the day of the Sun at the 3rd hour on the 6th calends November.

Хр.7

“402 н.э.”

Да

Consularia Constantinopolitana (Patr. Lat. v.51. - MGH AA, IX, 230)

CCLXLV OLYMPI II, Archadius et Honorius VII. Solis facta defectio III idus Nouembris.

Ol.295.2 7 regnal year of Arcadius and Honorius. Under these consuls there was an eclipse of the sun on the 3rd ides November.

Хр.8

“418 н.э.”

Да

Fasti Vindobonenses priores. - MHG, IX, 300

Honorio XII et Theodosio VIII conss. Sol eclipsim fecit XIIII. kl. Aug. et a parte Orientis apparuit stella ardens per dies XXX.

Consuls Honorius, 12th time, and Theodosius, 8th time. The sun suffered an eclipse on the 14th calends August and in the eastern region a fiery star appeared for 30 days.

Хр.8

“418 н.э.”

Да

Hydatii episcopi chronicon

CCLXCIX OLYMPI II, Arcadius et Honorius XXIII, Solis facta defectio die XIIII kl. Aug., qui fuit quinta feria.

Ol.299.2, 23 regnal year of Arcadius and Honorius. There was an eclipse of the sun on 14 calends of August, which was a Thursday.

Хр.9

“447 н.э.”

Да

Hydatii episcopi chronicon

CCCVI OLYMPI IIII, Theodosius XXIII. Solis facta defectio die X kl. Ianuarias, qui fuit tertia feria.

Ol.306.4, 23 regnal year of Theodosius. There was an eclipse of the sun on 10 calends of January, which was a Tuesday.

Хр.10

“458 н.э.”

Да

Hydatii episcopi chronicon

CCCX OLYMPI I, Maiorianus in Italia et Constantinopolim Leo II. Quinto kal. Iun., die quarta feria, ab hora quarta in horam sextam, ad speciem lunae quintae uel sextae, sol de lumine orbis sui minoratus apparuit.

Ol.310.1. On Wednesday, 5 calends of June, 2 regnal year of Maiorian in Italy and Leo in Constantinople. from the forth hour to the sixth, the sun appeared to be diminished in the light of its orb to the appearance a crescent moon on the fifth or sixth day

Хр.11

“464 н.э.”

Да

Hydatii episcopi chronicon

CCCXI OLYMPI III, Severus III, XIII kal. Aug., die, secunda feria, in speciem lunae quintae sol de lumine suo ab hora tertia in horam sextam cernitur minoratus.

Ol.311.3. On Monday, 13 calends of August, 3 regnal year of Severus, from the third hour to the sixth, the sun was perceived to be diminished in its light to the appearence of the moon on the fifth day.

Таблица 2.

 

Что мы видим из этой таблицы? Для совсем древних полулегендарных времён, когда не было ещё ни эры от олимпиад, ни эры от основания Рима, ни сколько-нибудь точного календаря, — все затмения кое-как совпадают (хотя к некоторым совпадениям и есть вопросы). Естественно: если дата каждого события для этой эпохи может быть определена в лучшем случае с точностью плюс-минус пара десятков лет — то за этот период обязательно будет хоть одно затмение, к которому её и можно привязать. Но как только появляется приемлемой точности календарь (юлианский) и упорядоченный счёт лет (от основания Рима) — сразу же начиная с этого момента и до введения христианства около половины затмений не совпадают (хотя Скалигер и другие составители хронологий наверняка старались сделать так, чтобы как можно больше затмений совпало, — но вот не получилось). А после введения христианства, как по волшебству, опять начинают совпадать не только годы всех затмений, но и точные даты в тех случаях, когда они указаны...

На этом человеческому мозгу пора отдохнуть и обратиться к помощи компьютера. Я написал программу, которая сопоставляет список рассчитанных затмений из первой таблицы со списком затмений, указанных античными авторами, из второй, — и ищет наилучшее соответствие между ними, подбирая параметр dY — сдвиг в годах между официальной хронологией и той реальной, которую мы хотим найти. Например: Фоменко утверждает, что dY = +1053, но, как я уже сказал, это очевидно не выдерживает критики. Моя программа рассматривает сдвиги начиная от совпадения первого затмения из обоих списков и вплоть до совпадения последнего затмения из обоих списков, т. е. от –721 до +79, с учётом времени года, если оно указано в источнике. (Как уже говорилось, древнеримский календарь до реформы Юлия Цезаря не был чётко привязан к астрономическим моментам года: начало и конец каждого месяца определялись жрецами. Поэтому, если в источнике тех времён сказано, что затмение произошло в определённый день, — на практике это может означать любой астрономический день в диапазоне плюс-минус пара месяцев от указанного.)

Сначала оценим точность соответствия затмений по официальной хронологии. Не густо: 71% совпадений. И это — лучшее, чего смогли добиться Скалигер и его коллеги: при любом dY ≠ 0 совпадений получается ещё меньше.

Попробуем учесть неточность относительных датировок событий. Будем считать, что даты событий, произошедших после введения юлианского календаря, имеют погрешность ε = ±1 год, а для времён, когда сколько-нибудь точного календаря ещё не существовало, погрешность может достигать ε = ±20 лет. (Это именно допустимый сдвиг дат событий относительно друг друга, а не относительно официальной хронологии. Т. е. реальная дата YR, которую мы намерены вычислить, лежит в диапазоне от Y+ dY – ε(YO) до YO + dY + ε(YO), где YO — официальная дата, dY — рассматриваемый сдвиг хронологии, а ε(YO) — погрешность относительной датировки событий для данной исторической эпохи.)

Может показаться, что при таких допущениях совпадёт что угодно с чем угодно. Но нет: процент соответствия затмений по официальной хронологии в этом случае повышается всего лишь до 85%. И находятся несколько возможных сдвигов dY, при которых степень совпадения ещё немного лучше (при самом лучшем dY = –520 получается 90%), но добиться совпадения всех затмений не удаётся и в этом случае. Значит — древние тексты, которыми мы пользуемся, в чём-то противоречат друг другу, а некоторые из них, возможно, являются дезинформацией. Попробуем отделить правду от лжи и поискать возможные источники ошибок, которые мы пока что не замечали.

Первой странностью, которая привлекла моё внимание, было пристрастие церковных авторов Восточной Римской империи к эре от олимпиад. Она и в дохристианской-то Римской империи использовалась редко; а учитывая, что христиане к такому языческому празднику красоты здорового тела, каким были древнегреческие олимпиады, уж точно ни малейших симпатий не испытывали, — оно выглядит подозрительно. И несложная проверка эти подозрения подтверждает: действительно, император Феодосий запретил олимпиады, и после него они уже больше не проводились. Последней реально проведённой олимпиадой была (по афинскому счёту) 293-я. Т. е. все даты от олимпиад, проставленные для времени позже царствования Феодосия, являются фальшивкой. Скорее всего, эти датировки от непроведённых олимпиад были добавлены византийскими переписчиками документов где-то во времена Георгия Синкелла (когда вся история олимпиад и их запрета уже позабылась, и когда требовалось навесить на византийскую государственность побольше атрибутов Античности, чтобы оправдать претензии Византии на звание преемника Рима), а в оригинале церковных текстов Восточной Римской империи была только дата от «сотворения мира».

Итак, мы получили очередное подтверждение тому, что как увидишь попа — сразу бей канделябром. Выбрасываем из списка источников всех христиан, и запускаем программу ещё раз, с использованием только информации от языческих авторов.

Но чуда не происходит: теперь наилучший процент соответствий — 91% (при dY = –20, –53, –81, –107, –108, –135, –353 и –640). Если проанализировать: какие именно затмения не совпадают при относительно «хороших» значениях dY, — зачастую оказывается, что это те, которые датированы по олимпиадам. Это наводит на мысль, что, возможно, официальное соответствие между греческим и римским календарями (что 1й год от основания Рима равен 4му году от 6й олимпиады) может быть неправильным.

Попробуем поискать отдельно соответствие для затмений, датированных по олимпиадам (это затмения Яз.1, Яз.4, Яз.19, Яз.27; Аполлоновы игры организовывались через 2 года после Олимпийских, так что затмение Яз.19 тоже можно считать имеющим олимпийскую датировку) и для всех остальных затмений. Для затмений с датировками от олимпиад находятся два значения dY, при которых совпадают все 4 этих затмения: это –110 и –135. А для остальных затмений, указанных языческими авторами, кроме этих 4, находится одно значение dY, при котором все эти затмения совпадают: dY = –108.

Итак, похоже, что оптимальное соответствие между античными календарными эрами и современным календарём найдено. Если все датировки от олимпиад сдвинуть на 110 лет назад в прошлое, а все датировки от основания Рима — на 108 лет назад, то совпадут все до единого солнечные затмения, упомянутые античными (но не христианскими церковными) авторами.

Номер

Официальная дата

Диапазон поиска реальной даты затмения

Рассчитанная дата

Источник

Цитата в переводе на английский

Яз.1

“770 до н.э.”

от –899 до –859

–878 сен.04

Plutarch, Romulus, 12

Romulus was conceived in his mother's womb the first year of the second Olympiad, the twenty-third day of the month the Aegyptians call Choeac, and the third hour after sunset, at which time there was a total eclipse of the sun.

Яз.2

“715 до н.э.”

от –842 до –802,
июн.–авг.

–808 июн.13

Cicero, "De Republica", I, 25

The dates of previous eclipses of the sun have been reckoned, all the way back to that which occured on the Nones of July in the reign of Romulus.

Яз.3

“648 до н.э.”

от –784 до –744

–762 июн.15

Archilochus, fragment 74

Nothing is unexpected, nothing can be sworn untrue, and nothing amazes since father Zeus the Olympian has veiled the light to make it night at midday even as the sun was shining: now dread fear has overtaken men.

Яз.4

“585 до н.э.”

от –716 до –668

–688 янв.11

Herodotus, History, I, 74-103

As, however, the balance had not inclined in favour of either nation, another combat took place in the sixth year, in the course of which, just as the battle was growing warm, day was on a sudden changed into night. This event had been foretold by Thales, the Milesian, who forewarned the Ionians of it, fixing for it the very year in which it actually took place… He it was who fought against the Lydians on the occasion when the day was changed suddenly into night, and who brought under his dominion the whole of Asia beyond the Halys.

Яз.4

“585 до н.э.”

от –716 до –668

–688 янв.11

Pliny, Natural history, II, 53

Among the Greeks, Thales of Miletus, who explained the eclipse of the Sun which occured in the 4th year of the 48th Olympiad when Alyattes was king, that is, in the 170th year from the founding of Rome, was the very first to make inquiry.

Яз.4

“585 до н.э.”

от –716 до –668

–688 янв.11

Cicero, De Divinatione, I, 111

Thales of Miletus… is said to have been the first man to predict the solar eclipse which took place in the reign of Astyages.

Яз.5

“557 до н.э.”

от –684 до –644

–660 июн.27

Xenophon Anabasis 3:4:12

This city was besieged by the king of the Persians at the time when the Persians were seeking to wrest from the Medes their empire, but he could in no way capture it. A cloud, however, overspread the sun and hid it from sight until the inhabitants abandoned their city; and thus it was taken.

Яз.6

“480 до н.э.”

от –607 до –567

–587 июл.29

Herodotus, History, VII, 37

At the moment of departure, the sun suddenly quitted his seat in the heavens, and disappeared, though there were no clouds in sight, but the sky was clear and serene. Day was thus turned into night; whereupon Xerxes, who saw and remarked the prodigy, was seized with alarm.

Яз.7

“478 до н.э.”

от –605 до –565

–584 май 28

Herodotus, History, IX, 10

A prodigy had caused him to bring his army home; for while he was offering sacrifice to know if he should march out against the Persian, the sun was suddenly darkened in mid sky. Pausanias took with him, as joint-leader of the army, Euryanax, the son of Dorieus, a member of his own family.

Яз.8

"431 до н.э.”

от –558 до –518,
май–сен.

–541 июл.31

Cicero, "De Republica", I, 25

And a similar story is told of an event in that great war in which the Athenians and Lacedaemonians contended so fiercely. For when the sun suddenly obscured and darkness reigned, and the Athenians were overwhelmed with the greatest terror…

Яз.7

"431 до н.э.”

от –558 до –518,
май–сен.

–541 июл.31

Thucydides, The History of the Peloponnesian War, II, 28

The same summer, at the beginning of a new lunar month, the only time by the way at which it appears possible, the sun was eclipsed after noon. After it had assumed the form of a crescent and some of the stars had come out, it returned to its natural shape.

Яз.9

“424 до н.э.”

от –551 до –511,
май–июн.

–530 июн.30

Thucydides, The History of the Peloponnesian War, IV, 52, III, 116

In first days of the next summer there was an eclipse of the sun at the time of new moon, and in the early part of the same month an earthquake.

Яз.10

“404 до н.э.”

от –531 до –491

–508 апр.28

Xenophon, Hellenica, II, 3, 2

It was near this date, and at about the time of an eclipse of the sun, that Lycophron of Pherae, who wanted to make himself ruler of all Thessaly, defeated in battle those among the Thessalians who opposed him, namely the Larisaeans and others

Яз.11

"400 до н.э.”

от –527 до –487,
май–июл.

–502 июн.21

Cicero, "De Republica", I, 25

Ennius was not ignorant of it, for he wrote that, in about the three hundred and fiftieth year after Rome was founded: on the Nones of June the moon and night obscured the shining sun.

Яз.12

“394 до н.э.”

от –521 до –481

–492 ноя.24

Xenophon, Hellenica, IV, 3, 10

When he was at the entrance to Boeotia, the sun seemed to appear crescent-shaped.

Яз.13

“364 до н.э.”

от –491 до –451

–479 окт.02

Diodorus, Historical Library XV 80

But as Pelopidas was hastening to leave with his army, the sun, as it happened, was eclipsed.

Яз.13

“364 до н.э.”

от –491 до –451

–479 окт.02

Plutarch, Vita Pelopidae XXXI.2

The Thebans readily decreed what they desired, and soon everything was in readiness and the commander about to set out, when the sun was eclipsed and the city was covered with darkness in the day-time.

Яз.14a

“361 до н.э.”

от –488 до –448

–462 апр.30

Plutarch, Vita Dionis XIX.4

In the time they thought that everything is covered, one of Plato's pupils Helicon from Kuziki the Sun eclipse had foresaw. And when it become tyrant of this town was surprised and Dionis get a talant of silver.

Яз.14b

“357 до н.э.”

от –484 до –444

–462 апр.30

Fabius Quintilianus, Institutionis Oratoriae I, 10, 47

When Pericles dispelled the panic caused at Athens by the eclipse of the sun by explaining the causes of the phenomenon, or Sulpicius Gallus discoursed on the eclipse of the moon to the army of Lucius Paulus to prevent the soldiers being seized with terror at what they regarded as a portent sent by heaven, did not they discharge the function of an orator? If Nicias had known this when he commanded in Sicily, he would not have shared the terror of his men nor lost the finest army that Athens ever placed in the field. Dion for instance when he came to Syracuse to overthrow the tyranny of Dionysius, was not frightened away by the occurrence of a similar phenomenon.

Яз.15

“340 до н.э.”

от –467 до –427

–436 июн.10

Titus Livius, Ab urbe condita, VII, 28

The dedication was immediately followed by a prodigy like the one which had happened long before on the Alban Mount, for a shower of stones fell, and a curtain of night seemed to stretch across the sky.

Яз.16

“310 до н.э.”

от –437 до –397

–401 янв.18

Diodorus, Historical Library ХХ 5

On the next day there occurred such an eclipse of the sun that stars appeared everywhere, it was like at a complete night.

Яз.17

“217 до н.э.”

от –344 до –304

–323 май 23

Titus Livius, Ab urbe condita, XXII, 1, 8

At Arpi that shields were seen in the heavens, and the sun fighting with the moon.

Яз.18

"203 до н.э.”

от –330 до –290

–309 авг.15

Titus Livius, Ab urbe condita, XXX, 38, 8

The accounts also of prodigies, which arrived just at the time of the news of the revival of the war, had occasioned great alarm. At Cumae, the orb of the sun seemed diminished…

Яз.19

“190 до н.э.”

от –321 до –273

–296 май 24

Titus Livius, Ab urbe condita, XXXVII, 4, 4

At the time of the consul's departure, whilst the Games of Apollo were being celebrated, the daylight was obscured, though the sky was clear, by the moon passing under the orb of the sun.

Яз.20

“188 до н.э.”

от –315 до –275

–295 ноя.07

Titus Livius, Ab urbe condita, XXXVIII, 36, 4

Before the new magistrates set out for their provinces, a supplication, of three days’ continuance, was ordered by the college of decemvirs to be performed in every street, on account of a darkness having overspread the light of day, between the third and fourth hours

Яз.21

“183 до н.э.”

от –310 до –270,
июн.–авг.

–306 июн.14

Plutarch, Romulus, 27

He disappeared on the Nones of July… the face of the sun was darkened, and the day turned into night.

Яз.22

“104 до н.э.”

от –231 до –191

–216 фев.11

Julius Obsequens, De prodigiis, 43

At the third hour of the day an eclipse of the sun brought on darkness.

Яз.23

“62 до н.э.”

от –189 до –149

–173 окт.10

Julius Obsequens, De prodigiis, 62

The whole day it was quiet until about the 11th hour, when it became dark night until the brightness reappeared.

Яз.24

“49 до н.э.”

от –159 до –157

–157 июн.17

Cassius Dio, Roman History, XLI, 14

The sun, too, suffered a total eclipse.

Яз.25

“3 н.э.”

от –106 до –104

–104 фев.03

Cassius Dio, Roman History, LV, 22

At this time, in the consulship of Cornelius and Valerius Messalla, violent earthquakes occurred and the Tiber carried away the bridge and made the city navigable for seven days; there was also a partial eclipse of the sun, and famine set in.

Яз.26

“14 н.э.”

от –95 до –93

–93 июн.29

Cassius Dio, Roman History, LVI, 29

For in the following year, when Sextus Apuleius and Sextus Pompeius were consuls, Augustus set out for Campania, and after superintending the games at Neapolis, passed away shortly afterward at Nola. Indeed, not a few omens had appeared, and these by no means difficult of interpretation, all pointing to this fate for him. Thus, the sun suffered a total eclipse and most of the sky seemed to be on fire.

Яз.27

“32 н.э.”

от –77 до –75

–77 мар.06

Phlegon, Olympiades, 17

In the fourth year of the 202nd Olympiad, an eclipse of the Sun took place greater than any previously known, and night came on at the sixth hour of the day, so that stars actually appeared in the sky; and a great earthquake took place in Bithynia and overthrew the greater part of Nicea.

Яз.28

“45 н.э.”

от –64 до –62

–63 май.28

Cassius Dio, Roman History, LX, 25, 26

Since there was to be an eclipse of the sun on his birthday, he feared that there might be some disturbance in consequence, inasmuch as some other portents had already occured; he therefore issued a proclamation in which he stated not only the fact that there was to be an eclipse, and when, and for how long, but also the reasons for which this was bound to happen.

Яз.29

“59 н.э.”

от –50 до –48

–50 мар.07

Plinius, Natural History, 80

An eclipse of the sun that occured in the consulship of Vipsanus and Fonteius a few years ago was visible in Campania between the sevenths and eighths hour of the day, but was reported by Corbulo commanding in Armenia as observed between the tenths and elevenths hour: this was because the curve of the globe
discloses and hides different phenomena for different localities.

Яз.29

“59 н.э.”

от –50 до –48

–50 мар.07

Tacitus, Annales, XIV 12

Then the sun was suddenly darkened and the fourteen districts of the city were struck by lightning.

Яз.30

“98 н.э.”

от –11 до –9

–10 янв.15

Sextus Aurelius Victor, De vita et moribus imperatorum Romanorum

On the day on which Nerva died, the eclipse of the sun took place.

Яз.31

“218 н.э.”

от +109 до +111

+110 авг.03

Cassius Dio, Roman History, LXXIX, 28 – 30

For a very distinct eclipse of the sun occurred just before that time and the comet was seen for a considerable period.

Яз.32

“238 н.э.”

от +129 до +131

+131 июн.12

Julius Capitolinus, Gordiani III, XXIII

And an end of the civil war strife was made when the boy Gordian was given consulship. There was an omen, however that Gordian was not to rule for long, which was this: there occured an eclipse of the sun, so black that men thought it was night and business could not be transacted without the aid of lanterns.

Яз.33

“316 н.э.”

от +207 до +209

+207 май 14

Sextus Aurelius Victor, De Caesaribus, XII

It was, in fact, made clear that this would hardly be a long-lasting agreement, or propitious for those who were adopted, since daylight was obliterated by a solar eclipse during those same months. Accordingly six years later peace was broken.

Таблица 3.

 

Можно ли теперь считать вопрос соответствия между современным календарём и календарями Античности решённым? Я бы не торопился с таким выводом. Для полной уверенности нужно ещё проанализировать все тексты, с которыми мы имеем дело. Не исключено, что какие-то из этих текстов окажутся фальсификацией, а в других, наоборот, обнаружится полезная дополнительная информация, и это в итоге приведёт к совсем другому результату.

И надо работать именно с оригиналами текстов, а не с переводами, поскольку переводчикам тоже полностью доверять нельзя. Я столкнулся с этим, когда решил уточнить некоторые детали по затмению Яз.10. В английском переводе «Анабазиса» Ксенофонта про него было написано следующее: "In the following year — in which was celebrated an Olympiad, wherein Crocinas the Thessalian was victorious in the stadium...", поэтому это затмение у меня поначалу числилось как датированное по олимпиадам. Поскольку Крокинас был победителем сразу на двух олимпиадах, я попытался выяснить — какая из этих олимпиад имеется в виду. Но… в греческом оригинале текста в этой главе ни разу не упоминаются ни олимпиады, ни Крокинас. Ну и как после этого не считать официальных историков врунами?! Если они сначала вставляют в текст Ксенофонта отсебятину, а потом под именем Ксенофонта именно эту отсебятину везде и цитируют…

Но, так или иначе, некоторые выводы можно сделать:
1) Официально принятое соответствие между современным календарём и календарями Античности не имеет под собой никаких фактологических оснований и базируется исключительно на фантазиях христианских богословов (таких, как эры от «сотворения мира», «вычисление» года рождения И. Христоса, и измышления монаха Г. Синкелла, сопровождавшиеся фальсификацией дат при переписывании раннехристианских рукописей). Только по причине господства христианской религии в западной культуре это соответствие продолжает оставаться общепринятым; с точки зрения современных научных методов оно не выдерживает никакой критики. В частности, официальные датировки ряда солнечных затмений, упомянутых в текстах античных авторов, противоречат астрономическим расчётам.
2) Из предположения, что все тексты языческих античных авторов являются подлинными и сообщают правду, а все тексты раннехристианских церковных деятелей являются ложью, следует совсем иное соответствие между современными и античными календарями, а именно: все даты от основания Рима следует считать бывшими на 108 лет раньше официально принятой датировки, а все даты от Олимпиад — на 110 лет раньше. Это — единственное соответствие, при котором для всех без исключения солнечных затмений, упомянутых в текстах языческих античных авторов, находится совпадение с астрономическими расчётами.
3) Однако, нельзя полностью исключить того, что некоторые из текстов, которые мы считали заслуживающими доверия, могут на деле оказаться фальсификацией. В этом случае могут быть найдены и другие возможные соответствия между современным календарём и календарями Античности. Окончательное решение о том, какое из гипотетических соответствий является правильным, потребует в этом случае дополнительных исследований.