Der Kulturkampf
Ученик Локи
Дураки обожают собираться в стадо,
Впереди их Главный во всей красе.
/Б. Окуджава/
Человеческий род от рождения руководствуется естественными эгоистическими устремлениями. Однако, тщательно маскируя истинные мотивы своих действий, люди порой переигрывают и обманывают самих себя. Люди поклоняются разнообразнейшим объектам — от женского белья до архитектора Вселенной, но в основе этих заблуждений лежит себялюбие. Хотя настоящей причиной невежества является не сам эгоизм, а чрезмерная сосредоточенность на себе — эгоцентризм. Именно эгоцентризм порождает иллюзии. Так, ради того, чтобы почувствовать мнимое превосходство, людское сознание выдумало всемогущее (и любящее человека) существо. Остроумие подобного выхода (лживость этой выдумки невозможно опровергнуть) нельзя не признать, но это не имеет значения. Есть множество способов свалиться в химеру, но главное — не ошибки, а их последствия. Выпав из действительности, сознание попадается в широко расставленные сети ловцов душ, которые ловят его на цепь логичных рассуждений и помещают в клетку Утопии, где разум оказывается в рабстве — таков людской удел.
Цель любой идеологии — собрать дураков в стадо. Цвет знамени не важен, им может быть несуществовавшая арийская раса или несуществующий бог. И даже если трубить сбор вдруг окажется некому, дураки всё равно сойдутся вместе для выбора вожака. Таково их природное свойство: человек — животное социальное, и свои человеческие желания предпочитает реализовывать в обществе себе подобных. Свобода от людей обычному человеку не нужна и даже обременительна.
В.Дольник "Homo militaris":
У людей программа "научись узнавать своих" начинает действовать очень рано. Уже в возрасте нескольких месяцев ребенок начинает своим улыбаться, а на чужих хмурить бровки, делает рукой движение "прочь!", кричит. И позднее этот поиск продолжается. Разделите детей на несколько дней, на две случайные группы по любому признаку — и тотчас они начинают считать компаньонов по группе своими, а другую группу — чужой. И тут же по отношению к чужим начнут проявлять агрессивность и нарушать моральные запреты.
Нужно ли говорить, что человеку свойственно "предавать", а точнее изменять своё отношение к окружающим, делающее бессмысленным попытки закрепить статус-кво в масштабах социума? Но обычный человек не отличается стратегическими способностями в действиях и склонен предавать друзей (поскольку предать врага затруднительно), и в то же время упорно придерживаться верности оставшимся ненадежным товарищам (пытаясь превратить их в друзей, что заведомо обречено на неудачу). Помимо этого Homo sapiens обладает не свойственной прочим приматам склонностью к каннибализму (см. "Homo militaris"). Так что удивляться бессмысленной жестокости нашего вида не приходиться. Наоборот, странно, что люди до сих не перебили друг друга. Единственное объяснение этого феномена заключается в умении контролировать агрессию. Главную из проблем стоящих перед человечеством (проблему выживания) решает именно культура. Основную опасность всем формам жизни, не исключая себя, представляет сам Человек. Возникновение сверхмощных видов оружия делает невозможным силовое решение глобальных конфликтов (в случае неспособности сторон найти общий язык последует уничтожение всего человечества). Но язык — ключевой элемент культуры.
Практически никогда конфликты не разрешаются при помощи разумных аргументов ввиду стойкого нежелания оппонентов применить интеллектом. Что неудивительно, поскольку агрессивность заложена в природу человека, и преодолеть инстинктивные программы можно только благодаря обучению. Но раз человечество выжило, логично сделать вывод о достаточной эффективности программ социализации применяемых Homo Sapiens и соответственно исходящей от них опасности "очеловечивания" для сатанистов. Деградация начинается с телевизора :-)
А каково происхождение человеческой культуры? Этот вопрос разбирается во множестве научных работ, одно их перечисление займет места гораздо больше, чем наша статья, потому сразу сошлемся на вывод: в становлении культуры чрезвычайно важную роль сыграл религиозный фактор, т.е. первоначально она имела догматический характер. Но разве наши современники преодолели мыслительный догматизм? Кто обладает большим интеллектом: тинэйджеры, считающие врагами живущих на соседних улицах и районах города, — или дикари Новой Гвинеи, убивающих всех чужаков? Дикари хотя бы обосновывают свои действия опасностью колдовства.
Е.Н.Панов "На острие социальной эволюции: я — мы — они":
В деревне Горенду внезапно умер мужчина 25 лет отроду, до этого никогда не болевший. Отец, дядя и другие родственники покойного, жившие в Горенду и в соседней прибрежной деревне Бонгу, принялись уговаривать прочих мужчин предпринять военный набег на ненавистных им горцев. Предложение не вызвало возражений. Единственная трудность, вставшая перед разгневанными папуасами, состояла в том, чтобы решить, на какую из двух близлежащих горных деревень нужно напасть для отмщения умершего. Это разногласие, — пишет Миклухо-Маклай, — они, однако же, надеялись уничтожить весьма простым способом, а именно: напасть сперва на одну, а затем и на другую деревню. (Миклухо-Маклай Н.Н. Указ. соч. С. 188)
В настоящее время популярны националистические идеи, имеющие чисто религиозное происхождение (первоначально принадлежность к племени определялась через участие в ритуалах и поклонение общим богам), гуманистические (гуманизм возник в христианском мире, где общность человечества определялась догмой), да и количество обычных верующих в мире сократилось незначительно. Еще недавно войны между адептами разных культов сотрясали весь мир, а нынешнее противостояние ислама Западу невозможно объяснить без привлечения религии. Однако расхождение в сфере идей никогда не было настоящей причиной конфликтов. Религиозные войны начинаются не из-за несовпадения догматов, поскольку рядовые верующие всегда имеют смутные представления о собственной вере. К тому же есть немало случаев синтеза якобы несовместимых идей. Синкретизм широко распространен, хотя по сравнению с мировыми религиями приверженцев синкретических немного. Потому сошлемся на более распространенное конфуцианство, в котором объединились гуманизм с национализмом. Помимо идей коллективизма и крайнего китаецентризма, главной добродетелью конфуцианцы объявили человеколюбие и даже разработали столь характерную для европейских гуманистов идею о Человеке как царе Природы. Разумеется, эта идея быстро трансформировалась удобным для властей образом: выяснилось, что этот Человек — император. Но если идеологические разногласия не обязательно вызывают борьбу между партиями, то и общность мыслей далеко не всегда ведёт к объединению, что мы и наблюдаем на российской политической арене, где партийные агитаторы в скудоумии договариваются до объяснения личной неприязни чуть ли не метафизическими причинами. А рядовые бараны, находясь в плену безумных видений вождей, не осмеливаются перейти прочерченные на песке линии загонов. Так что для монолога стаду следует принять миссионерскую позицию. Потому в последнее время всё большую популярность завоёвывает концепция манипуляции сознанием, правда она обладает серьезным недостатком — подобные акции дают результат не сразу, для их реализации требуется чересчур много времени. К примеру, за две тысячи лет тотального господства христианская церковь так и не смогла полностью уничтожить язычество в Европе. Едва дело доходит до практики, тут же выясняется трудности применения подобных технологий. Впрочем, манипулировать можно не только чужим, но и собственным сознанием. Масштабная рекламная акция требует значительных финансовых ресурсов и ей, как правило, оказывается противодействие; собственное же развитие доступно каждому.
Вообще, необходимость саморазвития для сатаниста и вообще любого мыслящего человека проста и очевидна — личность формируется воспитанием и образованием, т.е. в рамках человеческой культуры. Слишком много человеческого, слишком много чуждого своей истинной сути, чтобы от этого добра было легко избавиться. Выучившись однажды, порой трудно избавиться от старой привычки. Ни один курильщик не считает курение полезным, однако аргументы и факты действуют слабо, потому что разум курильщика охотно изобретает аргументы "за" и пропускает аргументы "против". Решать арифметические задачи несложно, но если область задачи не содержит столь четких правил и человек пристрастен, то вероятнее всего он примет более привлекательное и зачастую неверное решение. Тьме нет дела до человеческих мечтаний, потому сатанист не может бездумно следовать людским обычаям.
У данной проблемы одно решение — творить самому. Не из-за того, что искусство может дать деньги или славу, есть миллион более верных способов заработать и оставить след в истории, но потому что в процессе созидания мы меняем с миром себя и пробуждаемся. Не потому что узнаем новую полезную информацию, но потому, что пересматриваем отношение к старым истинам. Чтобы приобрести необходимые черты характера, необходимо выйти за грань рациональности. И самое глупое, что можно сделать на этом пути, нет, не испугаться Тьмы, а начать освещать её (надеясь разглядеть получше :-))
Ибо Тьму не осветить. Это деяние — смерти подобно. Ей не ведомы человеческие законы. Именно поэтому нужно стать плоть от плоти Ее и развивать в себе те качества и умения, которые помогут видеть в Ней также ясно и четко, как и при Свете. Нынешние люди перестали замечать Тьму, но она не исчезла. Мистики-одиночки так любят хвастаться, говорить о своём воображаемом тайном знании, но пусть легионы мракобесов, марширующих в бездну, не заставят поворачиваться вашу голову в направлении Света и искать всему исключительно рациональные объяснения.
В глазах современного трезвомыслящего человека всякий ритуал, не столь привычный как рукопожатие, есть ребячество, в глазах безумных эзотериков магия — ключ к величайшим тайнам Вселенной. Потому люди не обладают знаниями, что слишком сильно желают не знать. Силой навязать стремление к познанию, если не вообще невозможно, то невероятно сложно. Для этого и нужна культура — нечто, не обладающее смыслом, но создающее его. Вообще, если внимательно рассмотреть свои действия, то обнаружится, что многие задачи имеют альтернативные решения, но проблема буриданова осла перед человеком никогда не возникает. Например, солипсизм. С первого взгляда он логически безупречен, но мы пока не встретили ни одного солипсиста по той причине, что Разум не в состоянии принять истину, противоречащую Привычке. Даже признав правильность солипсизма, этой доктрине можно следовать только понарошку, играя на публику, в существование которой солипсист якобы не верит. Принять такой взгляд способны лишь крайние эгоцентрики, каковые долго не живут.
Вот поэтому сатанизм не ограничивается философией, он включает ежедневное противостояние рутине человеческой жизни. С каждым днём мышление, как и тело, коснеет. И точно так же, как физическая зарядка, для разума необходимо мыслить. Поэтому найти сатанистов среди представителей профессий, которые предполагают исключительно физический труд, невозможно. Что касается процента представителей гуманитарных профессий, то мы статических исследований не проводили и сказать: много ли таковых среди сатанистов — не можем, но, ссылаясь на личный опыт, утверждаем, что гуманитарии склонны к принятию христианства чаще техников — очередное доказательство эффективности человеческой культуры. Поэтому борьба против нее совершенно необходима. Разумеется, такая борьба требует не насилия и носит исключительно мирный характер, поскольку ее цель — саморазвитие. Написание новых книг полезнее сожжения старых.
Дж.Оруэлл "1984":
Свобода — это возможность сказать, что дважды два — четыре. Если дозволено это, все остальное отсюда следует.
Порой интеллектуальная борьба переходит на физический уровень с вмешательством компетентной инквизиции, справедливо опасающейся за устойчивость власти Церкви в условиях интеллектуальной свободы, но не это определяет ее характер. В жизни многое определяется насилием, но для пересмотра своего поведения и уничтожения заблуждений в насилии нет смысла, но пренебрежительно к этой борьбе относится не стоит, в ней подстерегает иная опасность — потерять себя.
Свобода проявляется только в акте выбора, в отрицании неизбежности и предопределенности. А, ощутив свободу, сознание реализует себя в перемене действительности, обращаясь не только к разуму, но и к низшим слоям психики. С осознанием собственной индивидуальности растёт потребность в творческой деятельности. Неслучайно у многих народов культурным героем является Трикстер — существо, еще свободное от гнёта традиции, неизбежно вырождающейся в догму, которая поражает мозг и замораживает всякую интеллектуальную деятельность в данном направлении. Одна из функций Трикстера — даритель, привносящий в жизнь нечто новое, другая — разрушитель. Как видно из истории, культура бурно развивается с ростом индивидуализма — итальянский Реннесанс и германская Реформация (разумеется, мы не оцениваем последнюю как нечто положительное с точки зрения сатанизма, однако в ходе нее христианство сделало шаг вперед) происходили в условиях феодальной раздробленности.
Ф.А. фон Хайек "Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма":
Если упадок Рима не смог навечно остановить процессы эволюции в самой Европе, то сходным начинаниям в Азии (а позже и независимо от Азии — в Центральной Америке) был положен конец могущественными правительствами, которые (обладая властью, сходной по существу, но превосходящей по мощи средневековые феодальные системы в Европе) также успешно подавляли частную инициативу. В императорском Китае, самой примечательной из этих стран, огромное продвижение вперед к цивилизации и сложной промышленной технологии происходило в периодически повторявшиеся "эпохи смут", когда правительственный контроль временно ослаблялся. Однако мятежи усмирялись, и уклонения от правильного пути регулярно выправлялись мощью государства, готового любой ценой сохранять в неприкосновенности традиционные порядки (J. Needham, 1954).
Закономерно формирование сатанизма именно на загнивающем Западе. В условиях тотального подавления личности дух свободы выхолащивается, а если нет, то социум применяет весь спектр карательных действий. Несложно представить, что было бы с автором этих строк за школьные шалости (за молчаливое сидение на стуле, когда прочие стоя подпевали американским миссионерам христианские гимны, или за рассуждения на истории о негативной роли православия во времена татаро-монгольского ига) всего лишь сотню лет назад (исключение из школы с "волчьим билетом" без права продолжить образование в высшем учебном заведении). В условиях диктатуры перед сатанистом, как и всяким свободомыслящим человеком, неизменно встаёт выбор между прогибом и обреченной на поражение борьбой. Оба эти варианта шансов не оставляют (для осуществления других на начальном этапе не хватает сил и разума). Поэтому формирование сколько-нибудь значительного сатанистского сообщества возможно только в условиях допустимости критического взгляда на общественные ценности.
Есть причины и времени выхода сатанизма на свет — времени, когда человечество подошло к черте, за которой начинается другая, постчеловеческая и космическая история. Для выбора необходим отказ от поддержания сложившегося порядка вещей, но изменять привычному состоянию люди не любят. К счастью, любая система с течением времени разрушается, и вечны только Тьма и Хаос, благодаря им возможно развитие. Холод и ночь заставили человека сохранять огонь, голод заставил подчинить животных и растения — неблагоприятные обстоятельства побуждают людей совершенствоваться. Сатанизм же не дает успокоиться достигнутыми результатами.
Прогресс даёт преимущества способным к адаптации. Выживают не сильные, но приспособленные. Не-сатанисты могут обвинять сатанистов в поджогах христианских церквей, но к чему разумному человеку бороться с христианством при помощи огня, когда психологические установки христиан не позволят им воспользоваться достижениями генной инженерии? И, соответственно, они попадут в заведомо проигрышное положение. Несовершенство духа Время неизбежно материализует в физические уродства. Оглянувшись, каждый увидит множество людей, последовательно уничтожающих обиталище своёго разума, но только Новая эра может сделать победу над дураками необратимой. Развитие науки подорвёт основу не только христианства, но и других не менее вредных идеологий (напр. гуманизма и национализма). И хотя это займёт длительное время, джинна больше не удастся загнать в бутылку :-)
Ошибаются те, кто считает сатанизм молодежной субкультурой, кто полагает его временным явлением. Ошибаются те, кто представляет торжество сатанизма в феерических картинах Апокалипсиса. Всё это не относиться к реальности. Тихо и незаметно сознание обращается к доначальному, черпая силы из вечности Тьмы и обретая целостность. Вместе со Светом исчезают порожденные его игрой миражи, становятся ясными истинные желания, и другой мир открывает двери. Жестокость останется в этом мире, однако закон Нового времени не превратиться в бессмысленную догму. Период ученичества завершается, приходит пора сознательного развития.
Как и люди, сатанисты тоже продукты человеческой культуры, но сатанист жаждет быть творцом. Именно это вызывает "грех" гордости. Неслучаен и интерес сатанистов к искусству, вызывающему у людей наибольший страх, — магии. Никогда идеология, но всегда магия побуждает к индивидуальному совершенствованию, к развитию личной силы и осознанию ответственности. Возможность поменять мир вокруг себя в соответствии со своей Волей — разве может быть что-либо ужаснее для человека? Это стало темой многих художественных произведений — кошмары, вызванные исполнение желаний. Отношение сатанистов к этой проблеме прямо противоположное: Сатана олицетворяет все так называемые грехи, поскольку они ведут к физическому, умственному и эмоциональному удовлетворению! В Пути выясняется истинная суть, и горе тем, кто обманул себя. Кто-то случайно, кто-то осознанно выходит на путь, но над обретшим его прошлое теряет свою всесильную власть. Человеческая культура нацеливает на человеческие идеалы. Для преодоления их нужно забыть мнимые границы и войти во Тьму.
Путь начинается с первого шага. Heil Loki!
P.S. Kulturkampf (нем. "борьба за культуру") — наименование мероприятий правительства О. фон Бисмарка в Германии в 1870-х гг. против католической церкви.