Исторический шанс для сатанизма

Milchar


1. Роль маргинальных течений в истории

Сатанизм — воззрение маргинального меньшинства. Но это не значит, что он навсегда останется таковым. Бывали в истории примеры, когда идеи, когда-то разделявшиеся ничтожным меньшинством людей, вдруг переворачивали мир и становились основой для будущей господствующей идеологии. Правда, справедливости ради необходимо заметить, что и сами эти идеи в результате упрощались и примитивизировались. Но не приятнее ли было бы сатанистам жить в обществе, где господствуют путь и изрядно профанированные, но всё-таки в основе своей сатанистские взгляды? По крайней мере, если представляется возможность построить такое общество — определённо стоит ей воспользоваться. Тем более, что подобный шанс, как далее будет показано, история предоставляет крайне редко — реже, чем раз в 1000 лет. Вспомним, что христианство тоже поначалу было преследуемой, катакомбной религией. Но когда ему предоставился шанс — оно использовало этот шанс на все 100%. И тут нам есть чему у него поучиться.

Были веские причины для того, чтобы новая религия, которая завоюет миллионы поклонников, появилась именно тогда и именно там, на восточном побережье Средиземного моря. Детали нового культа всегда могут быть случайны, и часто несуразны. В самом деле, почему именно распятие сына божьего на кресте, "искупление грехов человеческих", вознесение, откуда взялось странное понятие святой Троицы? Подобные претензии — огромные количества алогичностей, нелепостей, тёмных мест — можно предъявить и к любой другой религии. Многие детали, как я уже упоминал, случайны. Но вполне логичным, и совсем не случайным, стало появление новой великой религии в первом веке в римской Иудее...

...Вместо того, чтобы стать основой следующей цивилизации на месте гибнущей ханаанской, новый христианский культ долгое время играл незаметную роль. Это было следствием того, что античная цивилизация в целом (а не её отдельная провинция Иудея, впоследствии Палестина) была ещё вполне жизнеспособной в существующей цивилизационной матрице. До конца II века н.э. христиане ещё составляли крошечный процент населения империи. Христианство значительно уступало по популярности другим культам, пришедшим с востока, — прежде всего митраизму.

Но, полностью поглотив погибшую ханаанскую цивилизацию, Римская империя оказалась беременна новым культом, возникшим при её коллапсе. Когда сама античная цивилизация переживала свой фатальный кризис, начиная с III века н.э., в её недрах уже имелся зародыш и даже инфраструктура новой религии, ставшей основой двух новых цивилизаций, возникших при распаде Римской империи: западного и восточного христианства. То, что христианство зародилось именно из распада прежней цивилизации, его молодость и радикальный разрыв с прошлым, по-видимому, и стали причиной того, что оно одержало верх над более старыми популярными культами — Сивиллы, митраизма, и т.д.

/К.Панкратов "Возникновение христианства"/

Этот исторический урок учит нас, что в определённые моменты маргинальное, преследуемое властями течение может заменить собой господствующую религию, казавшуюся ранее незыблемой — если его сторонники будут действовать, а не пассивно индульгировать на тему собственной непонятности для обывателя.

Пример христианства — не единственный. Буддизм тоже поначалу был маргинальным течением; его путь из пещер во дворцы занял около тысячи лет и отнюдь не был лёгким. И своим успехом он в конечном счёте тоже обязан уникальному шансу стать господствующей религией Китая и стран, находящихся под китайским культурным влиянием. Этот шанс ему предоставился единственный раз в истории — и буддизм им воспользовался.

Безусловно, когда новое идеологическое течение завоёвывает поддержку большинства людей на определённой территории, — оно в значительной степени перерождается. Но для нас важно то, что на этой территории создаётся дружественная для данного течения среда. То есть, если сатанизму удастся завоевать господство на определённой территории — сатанисты в строгом смысле этого слова так и останутся на ней меньшинством среди обывателей, называющих себя тоже сатанистами. Но меньшинством не преследуемым, как раньше, а уважаемым и занимающим почётное место в обществе.



2. Цивилизация и базовая идеология

Чтобы стать основой новой цивилизации, идеологии недостаточно просто утвердиться на определённой территории. Нужно ещё:
1) приобрести сторонников не только среди элиты, но и среди простого народа;
2) построить на этой территории общество, состоятельное как в военном...
3) ...так и в экономическом отношении.
Добиться успеха сразу по всем этим трём направлениям удавалось далеко не каждому зачатку новой цивилизации. Нередко оказывалось, что единственная серьёзная неудача в какой-то одной области оказывалась роковой.

Так, первая попытка установления монотеистической религии была предпринята ещё в XIV в. до н.э. египетским фараоном Эхнатоном. Но, несмотря на первоначальные успехи, культ Атона был заброшен сразу же после смерти его главного адепта. Оказалось, что кроме узкой группировки чиновников и немногочисленных жрецов этого культа, опереться его сторонникам было не на кого: народ воспринял религиозную реформу просто как причуду сумасшедшего фараона и с радостью встретил возвращение культа старых богов.

Но и широкая поддержка в народе ещё не гарантирует успеха. Недостаточно просто принять базовую идеологию новой цивилизации. Иногда нужно быть готовым защитить её с оружием в руках против превосходящих сил противника. Например, катарам и ацтекам этого сделать не удалось.

Но чаще всего попытка строительства новой цивилизации терпит неудачу по экономическим причинам. Обычно это связано с тем, что её базовая идеология требует вести такой образ жизни, который оказывается экономически не оправданным. Близкий нам по времени пример коммунизма, который фактически стал первой нерелигиозной базовой идеологией, и попытался построить новую цивилизацию на территории СССР, а потом и ряда других стран, будет разобран дальше. Менее известен, но весьма показателен, пример манихейства — некогда широко распространённой религиозной доктрины, которая в течение нескольких веков активно распространялась в Средней Азии и, как тогда казалось, занимала место ещё одной мировой религии, но впоследствии совершенно сошла на нет.

В 766-767 году каган своим указом изгнал из государства проповедников-несториан; вслед за каганом манихейство приняла не только государственная верхушка, но и большая его часть. Новая религия, которая проповедовала отказ от мясной пищи, вынудила кочевников-уйгуров заняться выращиванием овощей, дабы не умереть с голоду. Таким образом в Уйгурии появились оседлые поселения, а столица каганата, Байбалык, стала похожа на настоящий город.

Манихейские жрецы также создали уйгурскую письменность на основе согдийского письма. Однако, став государственной религией, манихейство проявило крайнюю нетерпимость к другим верованиям; несмотря на то, что сам Мани в своих проповедях считал и Будду, и Христа своими "коллегами", в Уйгурском каганате исповедание этих религий жестоко преследовалось наравне с шаманизмом, конфуцианством и даосизмом; все неманихейские святыни разрушались. В 780 году манихейская община совершила открытый государственный переворот; власть оказалась фактически в руках манихейских "Избранных", которым по канону полагалось вообще-то только молиться. Террор против "неверующих" достиг своего апогея: как сообщают манихейские летописи, "по всей земле люди и живые существа, чистые и добрые, защищались, а злые — уничтожались". Закончилось все это тем, что неподходящий в условиях степи хозяйственно-культурный тип привел к эрозии почвы, пыльным бурям и неурожаям, а крайняя религиозная нетерпимость настроила против уйгуров всех соседей.

В середине IX века ослабевшее государство попеременно терзали киргизы и китайцы; уйгуров вырезали почти до последнего. Остатки некогда могущественного народа вынуждены были бежать со своих исконных территорий и отказаться от манихейства в пользу буддизма.

/С.Болотников "Манихейство как религия постмодернизма"/


Таким образом, лишь немногим потенциальным базовым идеологиям удаётся не только завоевать поддержку среди людей, но и построить жизнеспособное общество. Но, как только новая цивилизация возникла, она оказывается весьма устойчивой, так что даже завоевания её территории другими цивилизациями не могут её серьёзно пошатнуть. Так, завоевание Персии Александром Македонским вовсе не привело к искоренению на ней зороастризма. А завоевание Греции римлянами вообще имело в цивилизационном отношении обратный эффект: римляне стали частью античной цивилизации. То же самое случилось и при завоевании маньчжурами Китая.

Пока базовая идеология цивилизации соответствует нуждам своего общества, цивилизация продолжает оставаться жизнеспособной. Она может расширять свой ареал, как захватывая "варварские" территории, так и "цивилизуя" завоевавших её "варваров", что тоже в истории случалось нередко. На границах двух цивилизаций обычно возникает спорная зона, периодически переходящая из рук в руки, но серьёзная смена межцивилизационных границ случается нечасто, потому что они разделяют не просто разные государства, а зоны господства разного менталитета, разного образа мышления.

Религия — основа цивилизации, её "операционная система". Под религией я понимаю не просто совокупность теологических доктрин и связанных с ними обрядов в узком смысле слова, а основу общественного мировоззрения, костяк, на котором нарастает вся остальная культура и традиции. Конечно, далеко не вся культура и традиции определяется религией, но фундамент культуры неразрывно связан с господствующими в обществе религиозными взглядами.

Эволюция религиозных представлений происходит, конечно, во все времена. Но наиболее радикальные изменения, полное отрицание старого и возникновение принципиально новых воззрений, происходят именно на временной границе, отделяющей одну цивилизацию от другой. Религия, строго говоря, обычно живёт дольше цивилизации и частично сохраняется с приходом новой. Но старая религия теряет господствующие позиции, занимает отдельную нишу, перестаёт быть основой общественной идеологии. В некоторых случаях старая религия исчезает полностью, уступая место принципиально новым идеям.

/К.Панкратов "Возникновение христианства"/

Итак, цивилизация контролирует определённую территорию только до тех пор, пока мировоззрение жителей этой территории в той или иной степени основано на базовой идеологии данной цивилизации. Не обязательно, скажем, всем жителям поголовно исповедовать преобладающую религию; достаточно того, что они мыслят категориями, основанными на этой религии. Но рано или поздно менталитет жителей и понятия, которыми они рассуждают, изменяются настолько, что прежняя базовая идеология перестаёт адекватно выполнять свою задачу. Сама эта идеология тоже, естественно, меняется со временем, но какую-то преемственность традиций ей приходится сохранять, так что в результате рано или поздно сами её основы перестают соответствовать изменившемуся менталитету общества.



3. Зарождение, развитие и гибель цивилизаций

Если сопоставить сроки жизни известных истории цивилизаций прошлого, то можно видеть, что продолжительность существования успешной цивилизации составляет не менее 1000 и не более 2000 лет, чаще всего 1200-1500.

Так, античная (греко-римская) цивилизация в том виде, какой мы её знаем, возникает в X в. до н.э. на руинах крито-микенской цивилизации, во II в. до н.э. основной центр этой цивилизации перемещается в Рим, который после ряда завоеваний объединяет в себе всю античную цивилизацию. В III в. н.э. античная цивилизация переживает серьёзный кризис и в IV в. н.э. гибнет окончательно, на её место приходят две разные христианские цивилизации — западная и православная.

Другая цивилизация, оставившая заметный след в древней истории Средиземноморья — финикийско-ханаанская. Первые упоминания о финикийцах относятся к XIV в. до н.э.. Постепенно они расширяют своё присутствие по всему Средиземному морю, основывая торговые колонии. Впоследствии одна из таких колоний, Карфаген, подчиняет себе ряд других и перехватывает роль основного центра своей цивилизации. Но после того, как и Карфаген, и Финикия завоёвываются другими цивилизациями, она уже не находит в себе сил возродиться. К I в.н.э. финикийская религия и финикийский язык оказываются полностью забыты.

Ещё одна древняя цивилизация, для которой известны даты её рождения и гибели — зороастрийская. В VII в. до н.э. она возникает в Иране и после гибели соседней вавилонской цивилизации распространяется на Междуречье и большую часть Ближнего Востока. Хотя её территория неоднократно подвергается опустошительным завоеваниям другими цивилизациями, это нисколько не подрывает господства иранско-зороастрийской религии и культуры. Но ничто не вечно, и захват арабами в VII в. н.э. оказывается для зороастрийской цивилизации роковым.

А теперь вернёмся в современность и рассмотрим господствующие в наше время цивилизации: западную, православную, исламскую и буддистскую. Можно видеть, что все они, по историческим меркам, достигли весьма преклонного возраста. Похоже, что мир стоит на пороге грандиозного цивилизационного переворота, аналогичного тем, что уже имели место в XIV-XI вв. до н.э. и в IV-VII в. н.э. А значит — есть смысл поискать у нынешних цивилизаций симптомы их скорого коллапса.

Каковы типичные признаки смертельного кризиса цивилизации, её близкого конца? Такими признаками нельзя считать социально-экономические кризисы, пусть даже очень острые и глубокие. Подобные падения, как правило, обратимы. Каждая цивилизация переживает за свой срок несколько больших периодов подъёма и упадка, крушения больших государств и империй. Но далеко не каждый период экономического упадка и "смутного времени" приводит к смене цивилизации. Признаки конца должны быть более фундаментальными и связанными с религией — духовной основой цивилизации. Эта тема ещё весьма слабо разработана в историографии, но некоторые предположения можно сделать:

1) Эрозия основной религии, формирующей цивилизацию.
В первые века существования цивилизации происходит, как правило, консолидация различных религиозных течений, находящихся у её истоков, победа и институциализация одной из её версий. В дальнейшем случаются религиозные расколы, но они, как правило, происходят в расширенных рамках существующей религии (например, шииты, суфии в исламе, протестанты в западном христианстве). Но ближе к концу цивилизации расколы и новые течения выходят за эти рамки, становятся "внесистемными", полностью рвут с традицией. Становятся популярными множество чужих, пришлых культов, а так же радикальных "ересей", полностью отрицающих существующую религию и культуру...

...Этот процесс напоминает течение реки, которая замедляется и расщепляется на широкую дельту из множества рукавов непосредственно перед окончанием пути, впадением в море. До первого века н.э. религиозные эксперименты античной цивилизации в основном не выходили за пределы традиционной мифологии и греко-римского пантеона. Но потом постепенно начали распространяться всё более разнородные пришлые культы, пантеон начал разбавляться чужими божествами. Культы Изиды и Сивиллы, митраизм, манихейство, затем и христианство, завоёвывали всё больше поклонников, в то время как традиционный пантеон терял популярность...

2) Распространение радикальных утопических, уравнительных ("коммунистических") культов, массовый исход населения в отшельничество, в коммуны и сообщества, выпадающие из существующих общественных и политических структур.
Отшельничество и радикальные сообщества, а также культы, отрицающие существующий порядок вещей, существовали почти всегда. Но именно в конце цивилизации, во время её смертельного кризиса они становятся по-настоящему массовыми, выходят за пределы маргинального существования. На примере Иудеи хасмонейской династии и римского владычества это явление иллюстрирует подобные процессы, общие для всех закатов цивилизаций. Одним из радикальных (и массовых) квази-коммунистических сообществ того времени были ессеи — отшельнические сообщества в горных и пустынных районах Палестины, оказавшие, по-видимому, значительное влияние на раннее христианство. Они известны, в частности, по знаменитым "Свиткам Мёртвого моря" — одной из самых значительных археологических находок XX века.

Помимо ессеев, в Палестине того времени существовало и много других отшельнических культов. Впоследствии, с развитием духовного кризиса всей античной цивилизации, христианские и другие отшельнические сообщества стали распространяться по всей Римской империи. В конце II и в III веке н.э. этот процесс принял массовый характер. Ничего подобного не существовало в предыдущие периоды затяжных кризисов античного общества, пока сама цивилизация была в принципе ещё жизнеспособной — в период упадка Греции или во время кризиса Римской Республики.

Ещё один яркий пример, подтверждающий это явление — распространение маздакизма в Персидской империи. Период V-VI веков был началом смертельного кризиса зороастрийской (персидской) цивилизации, завершившийся в первой трети VII века цивилизационным "взрывом сверхновой" — появлением ислама. Именно в начале VI века возникло массовое радикальное движение — маздакизм — выступавшее за социальное равенство и полное перераспределение общественного богатства, которое стало угрожать самому существованию империи. Явления такого масштаба и социального радикализма не наблюдалось в предыдущие кризисные периоды зороастрийского общества — упадка империи Ахеменидов, династии Селевкидов или Парфии.

Помимо маздакизма, в конце Сассанидской империи существовали и другие радикальные культы и совершенно новые религиозные течения. Традиционный зороастризм уступал — как ересям, подобным манихейству, митраизму, так и пришлым религиям — несторианскому христианству и другим.

Как правило, уравнительные и отшельнические сообщества в основном исчезают с возникновением и развитием новой цивилизации на месте старой. Но иногда они преобразуются в один из институтов нового общества. Так произошло с монастическими сообществами поздней Римской империи, ставшими одним из важнейших институтов (аббатства и сети монашеских орденов) феодальной западно-христианской цивилизации (и в меньшей степени — восточно-христианской), возникшей на руинах Рима. Похожая трансформация произошла и с буддисткими монастическими сообществами отшельников времён поздней империи Хань в III-V веках н.э. в период фатального кризиса традиционной конфуцианской цивилизации и возникновения новой, буддистко-китайской (махаяны), на её месте.

3) Терроризм, фанатичная жертвенность и насилие.
Несанкционированное насилие существует всегда — от обычного бандитизма до сопротивления захватчикам, партизанской войны, восстаний рабов и т.д. Но лишь в некоторых обществах и в редкие времена такое насилие приобретает особый характер — фанатичный, жертвенный, саморазрушительный. Одним из первых известных в истории проявлений подобного характера был терроризм иудейских сикариев и зилотов против римских солдат, чиновников и обыкновенных граждан в I веке н.э. Ярким примером стал также терроризм российских народовольцев и революционеров в конце XIX — начале XX века и борцов против османского и австро-венгерского владычества на Балканах. Это был период фатального кризиса всей православно-христианской цивилизации, сыгравший значительную роль как в русской революции, так и в качестве повода к первой мировой войне. Нынешний исламский терроризм, возможно, является свидетельством старости и смертельного кризиса исламской цивилизации, который может быть разрешён только очень радикальной трансформацией её.

/К.Панкратов "Возникновение христианства"/

Эрозия базовой идеологии цивилизации в конце её развития происходит оттого, что старая идеология оказывается неприспособленной к изменившейся структуре общества. Стремление сохранить её в неизменности приводит к тому, что она становится тормозом развития, а попытки её реформирования — к распространению под вывеской прежней идеологии совершенно иных идей, противоречащих её первоначальному духу, что открывает возможности для полной смены идеологии, которая может в итоге свестись к одной только смене вывески.

Так, первый серьёзный удар по античной цивилизации нанесли, сами того не желая, Филипп и Александр Македонские. Они трансформировали полисное древнегреческое общество в империю — совершенно не свойственный ему прежде тип государства. Римляне, которые после завоевания Греции фактически приняли греческую религию, только лишь дав греческим богам римские имена, столкнулись с той же проблемой и попытались решить её, добавив к существующим культам богов новый культ императоров. Однако, поскольку возвеличенные в ранг богов императоры в реальной жизни совсем не могли сравниться с мифологическим Геркулесом, культ императоров подорвал доверие ко всей греко-римской религии в целом. Расширение империи с присоединением народов, относившихся к совсем другим цивилизациям, только стимулировало дальнейшее "реформирование" греко-римского язычества и фактическое превращение его в конгломерат суеверий, происходивших из самых различных культур, перемешавшихся в Римской империи. В итоге, хаотизация и профанация языческой религии всё больше отталкивали от неё интеллектуалов и молодёжь.

Как отмечал ещё А.Тойнби, в подобной ситуации разложения базовой идеологии цивилизации, в обществе формируются два диаметрально противоположных идеологических течения: "архаизм", ратующий за очистку базовой идеологии от позднейших наслоений и "возврат к истокам", — и "футуризм", выступающий за полный разрыв с прежними традициями и перестройку общества на основе совершенно иных идей. Отметим, что победа "футуризма" совсем не обязательно означает прогресс. Так, христианство, бывшее для поздней Римской империи идеологией "футуризма", вызвало крупнейший за всю известную историю человечества регресс знания и технологии. Культурные достижения греков и римлян были забыты, и научно-технического уровня поздней Римской империи Западная Европа вновь достигла только к XVII-XIX вв., а римского уровня бытовой культуры — лишь в XX в.

Но, если победа "футуризма" обещает движение вперёд хотя бы в некоторых случаях, то торжество "архаизма" однозначно приводит к отсталости и постепенной деградации. Впрочем, процесс гниения впавшей в "архаизм" цивилизации может быть чрезвычайно медленным и, при отсутствии поблизости более сильных и развитых соседей, длиться много веков. К.Панкратов называет такое медленно разлагающееся общество "цивилизацией-зомби".

Однако, существует ещё и третья возможность, которую не рассматривают ни Тойнби, ни Панкратов. Через некоторое время после победы "архаизма" общество-"зомби" оказывается либо напрямую завоёванным более развитой цивилизацией, либо его элита, видя военную слабость страны перед лицом соседей, решается на догоняющую модернизацию с масштабным заимствованием элементов чужой культуры. Я бы назвал такое общество "химерой" (только не в том смысле, который вкладывает в это понятие Л.Гумилёв); его базовая идеология в итоге состоит из двух плохо совместимых частей: базиса из "архаизированной" прежней базовой идеологии и надстройки из заимствованных элементов базовой идеологии другой цивилизации. Первым примером такого общества в известной нам истории является эллинизированный Египет птолемеевской эпохи.

В наше время мы видим немало таких химер. Япония и Южная Корея в ходе своей модернизации практически насильственными методами внедряли элементы западной культуры, а в Южной Корее — и само христианство. Видя их успехи, на тот же путь встали Китай и Вьетнам. Турция сохраняет свой ислам, но также пережила период насаждения европейских культурных норм "сверху" и в целом продолжает в своём развитии ориентироваться на Европу. Индия, ранее бывшая индуистско-исламской химерой, после британского завоевания сменила надстройку с исламской на западную.

Тот факт, что все современные химеры имею западную надстройку, должен быть весьма тревожным сигналом для всего человечества. В случае вполне вероятного скорого цивилизационного коллапса Запада все страны, чей сегодняшний прогресс является подражанием западным образцам, довольно быстро по историческим меркам впадут в варварство (Япония, Китай, Индия) или же будут просто физически уничтожены (Израиль). А те общества-химеры, где набирает популярность идея отказа от западных образцов (Россия, Турция) начинают постепенно деградировать уже сейчас.



4. Современная ситуация

Сравнение современного западного общества с Римской империей незадолго до её упадка уже давно не является ни для кого откровением. Подобно тому, как традиционное римское язычество в последние века империи уступало свои позиции новым и пришлым культам, в наше время на Западе (особенно в Европе) христианство всё больше становится наследием истории, сохраняющимся лишь по инерции, а не живой религией, которой придерживается большинство населения. Но и сама сущность христианства постепенно размывается под влиянием реального мировоззрения людей, ещё остающихся его формальными последователями. Пасторы и раньше не так часто заглядывали в "Библию", но сейчас они вообще её практически игнорируют и следуют в хвосте социальных изменений, озабоченные только удержанием своей доли рынка религиозных услуг. Венчание однополых пар, одобрение контрацепции, посвящение женщин в епископы — всё это в корне противоречит религии, которую они формально представляют, но является требованием времени, которому они вынуждены уступить.

Что может прийти христианству на смену? Современный житель Запада больше всего обеспокоен идущим в последние десятилетия наступлением ислама. Но и ислам в наше время намного слабее, чем пытается казаться. По сути, пускать пыль в глаза тем, кто не знаком с реальной ситуацией в мусульманском обществе — это единственное, что ему сейчас хорошо удаётся. Выставляемые напоказ фанатизм и суицидальный терроризм отнюдь не являются признаком успешного общества — скорее наоборот. Вспомним историю Второй мировой войны: кто и когда использовал в ней смертников. В СССР все подвиги с бросанием грудью на амбразуру относятся к 1941-42 гг., т.е. ко времени, когда Красная армия в основном терпела от Вермахта поражения. Также и Япония прибегла к тактике камикадзе тогда, когда её поражение в войне стало очевидным. Таким образом, использование смертников характерно для проигрывающей стороны, в данном случае — для стороны, проигрывающей культурное и экономическое соревнование. Многие ли современные писатели, композиторы или художники из мусульманских стран имеют хоть какую-то известность за пределами исламского мира? Какой-нибудь знаток может быть и назовёт пару десятков имён, но даже в этом списке подавляющее большинство будут представлять Турцию и бывшие советские республики, т.е. страны, где ислам в значительной степени отступил под влиянием другой культуры. А вот наиболее правоверные арабские страны в культурном отношении являют собой такую же пустыню, как и в географическом. Когда-то всё было иначе, когда-то арабские учёные и поэты были известны по всему миру, но те времена давно прошли.

По сути, современный ислам держится на двух подпорках: ложь и насилие. Уберите их — и он рухнет практически мгновенно и почти повсеместно. Нынешний правоверный мусульманин живёт в мире лжи об окружающем немусульманском мире, и только вера в эту ложь делает его искренним приверженцем ислама. Но эти искренние приверженцы — необразованная часть населения, которая где-то составляет большинство, а где-то уже нет. Остальные же только для вида продолжают исполнять обычаи ислама, поскольку их загоняет в мечеть другой инструмент — насилие. Не кары Аллаха боится современный мусульманин, а расправы со стороны соседей за нарушение норм шариата, каковая расправа полностью одобряется этими нормами. За примерами далеко ходить не надо — взять тех же террористов-смертников и посмотреть: как они создаются.

В Европе работает ложь. Человеку предлагают нелегальный заработок: перевезти в другое место некий не вполне законный груз за солидное вознаграждение. И не знает он, что в этом грузе — бомба с радиоуправлением или с часовым механизмом... А потом полиция удивляется: как это так — добропорядочный с виду школьный учитель, никогда не высказывавший фундаменталистских взглядов, вдруг стал террористом-смертником?

А на Ближнем Востоке действуют с помощью насилия. Перед девушкой, "нехаляльным" образом потерявшей девственность, стоит простой выбор. Либо быть осуждённой по шариату и казнённой со всеми причитающимися по такому случаю изощрённостями, включая позор на весь род до десятого колена, невозможность для сестры выйти замуж, а для брата — жениться, и т.д, и т.п. Либо героически погибнуть за дело ислама, прихватив с собой на тот свет пару проклятых сионистов, и получить посмертное прощение всех грехов с почётом и уважением на весь род до десятого колена, так что сестра и брат сразу же станут в глазах потенциальных женихов и невест очень выгодной партией.

На вопрос: станет ли жизнеспособная, сильная идеология утверждать себя подобными способами — предлагаю читателю ответить самостоятельно.

Какие ещё идеологии могут прийти на смену христианству? К.Панкратов в своей работе считает, что коммунизм в том или ином обновлённом виде ещё может возродиться (по крайней мере — на постсоветском пространстве), но тут я с ним категорически не согласен, и вот по каким причинам.

Что является в идеологии коммунизма новым, не имеющим исторических прецедентов? Идея, что государство должно гарантировать своим гражданам некий минимальный уровень жизни, приходила в голову ещё древним римлянам, требовавшим "Хлеба и зрелищ!". То, что каждый обязан трудиться на государство, тоже не новость — в империях ацтеков и инков было примерно то же самое. И власть одной партии тоже имела место в самых разных цивилизациях, так же, как и государственное регулирование цен и планирование. И культом мумии прежнего правителя историков тоже не удивишь.

Таким образом, единственное, что в коммунизме действительно ново — это атеизм как государственная идеология. Такого, действительно, в истории прежде не бывало. Значит — именно это является самым важным в коммунизме как базовой цивилизационной идеологии (если под ним понимать не то, что писал Маркс, а то, что получилось в реальности). И мы видим, что именно эта, ключевая составляющая коммунистической идеологии, сейчас отброшена. Отсюда можно сделать вывод: коммунисты — неудавшаяся цивилизация, подобно манихеям, альбигойцам или поклонникам Атона. На территории бывших коммунистических стран могут продолжать существовать аналоги коммунистической партии и других структур коммунистического общества, но это теперь — не более чем оболочка, которую наполняет совсем иное содержимое [1].

Таким образом, серьёзными претендентами на замещение христианства в роли базовой идеологии западного общества не могут являться ни другие так называемые "мировые религии" — поскольку все они старые и страдают от тех же проблем, что и христианство, ни политические идеологии, пытавшиеся претендовать на роль религии (коммунизм, нацизм, южноафриканский расизм) — поскольку общества, принявшие их, оказались нежизнеспособными.

Но, тем не менее, разнообразие идейных течений в современном западном обществе велико (как оно обычно и бывает в период распада старой религии — вспомните Рим II-III вв.н.э.) и, таким образом, у сатанизма есть немало конкурентов, которых надо обойти, чтобы самому занять место базовой идеологии будущего. К числу наиболее заметных из них относятся:
1) Гуманизм, доведённый до абсурда. Если "зелёные", защитники прав животных и идейные вегетарианцы объединятся и окажутся достаточно фанатичными — они станут новой религией, претендующей на место христианства. Пожалуй, наиболее опасный противник. То, что ради животных они готовы проливать кровь людей — мы уже видели (убийство Пима Фортайна).
2) Ребрэндинг христианства в форме культа инопланетян: ченнелинг, "обращения к человечеству", а также ответвления теософии, оперирующие идеей палеоконтакта, и другие попытки вложить слегка подкорректированную с учётом требований времени христианскую мораль в уста внеземной цивилизации. Выглядят экзотично, но опасны тем, что обыватель вообще склонен клевать на привычное содержание, облачённое в необычную форму.
3) Простое следование стадному инстинкту в качестве религии. Фашистско-расисткая реакция на "цветных" иммигрантов в сочетании с "Сильный прав" и каким-нибудь подходящим вариантом неоязычества в качестве идейной базы. В случае победы может скорее вогнать Европу в состояние "зомби", чем стать настоящей базовой идеологией всерьёз и надолго. Но с точки зрения прогресса всего человечества это даже хуже, чем новая религия.

Как видим, пока что основные конкуренты сатанизма достаточно разобщены и неорганизованны. Но и в самом сатанизме о единстве или хотя бы координации действий пока говорить не приходится. Тем не менее, в современном западном обществе есть ряд предпосылок, дающих преимущество в борьбе за место будущей базовой идеологии именно сатанизму:
1) Снятие табу с сексуальности. До полной сексуальной свободы пока ещё далеко, но прогресс, достигнутый всего лишь за последние 50 лет, впечатляет. Это означает, что идеологии, требующей восстановления запретов на сексуальность, будет трудно утвердиться в западном обществе.
2) Общая десакрализации жизни общества, выход религии из моды и потеря ей своего содержания. Сильнее проявляется в Европе, чем в Америке, но наибольшие шансы стать центром новой сатанистской цивилизации имеет как раз именно Европа. В любом случае, следующая базовая идеология европейского общества по своей форме вряд ли будет религией. (Это также значит, что и сатанистам не следует навешивать атрибуты религии на свои идеи.)
3) Противостояние Запада с исламом, постепенно подталкивающее западное общество к мысли о неизбежности силового решения проблемы исламского фундаментализма. А когда с исламским фундаментализмом будет покончено, дойдёт очередь и до христианского, что расчистит путь для сатанизма. Для полной уверенности сатанистам следует уже сейчас всячески обращать внимание прогрессивной части общества на то, что христианство и ислам — близнецы-братья.



5. Что нам нужно

Историю творят личности, но при помощи толп. И если мы собираемся творить историю, то толпа нам будет необходима — толпа горящих энтузиазмом, преимущественно молодых, людей, воспринявшая в той степени, в которой это возможно, идеи сатанизма. Да, эти люди будут гордо называть себя сатанистами и при этом порой творить такие несусветные глупости, от которых настоящие сатанисты будут морщиться и ругаться крепкими словами. Но ещё большей глупостью было бы в этой ситуации пытаться устраивать "чистку рядов", борьбу с "подсатанниками" и т.п. — т.е. как раз то, что ЛаВей называл контрпродуктивной гордостью и что может помешать осуществлению наших планов. Да, толпа, вставшая под наши знамёна, наломает немало дров — но великие исторические события никогда без этого не обходятся.

Чтобы популяризировать наши идеи, одной только прямой их пропаганды недостаточно. В последние два столетия средством распространения новых идей всё чаще становится культура. Особенно ярко это видно на примере движения хиппи, философия которого вообще не была изначально сформулирована в явном виде, а выражалась только в музыке и литературе авторов, близких к движению, — но именно эта философия серьёзно изменила мир.

Итак, нам требуется создать новую культуру. Имеющаяся, к сожалению, почти непригодна для наших целей. Скажем, музыка Black Metal, которая нравится 1 человеку из 100, а 90 при её звуках затыкают уши, никак не может быть средством распространения идей сатанизма — при всех её достоинствах она просто неэффективна в этом качестве.

Поскольку важнейшим из искусств уже давно и прочно является музыка, то и основой сатанистской культуры, на которой дальше будет строится всё остальное, станет новый музыкальный стиль. Его форма будет такова, чтобы она, как минимум, не вызывала негативных эмоций у подавляющего большинства людей. Это, однако, будет не "попса" (которая по природе своей консервативна), а новый, оригинальный стиль, не содержащий при этом ничего экстремального и антиэстетического в своём звучании.

Другим важным направлением станут анимационные фильмы. Также, как и музыка, они пользуются спросом у подростков и являются мощным инструментом эмоционального воздействия. Кроме того, уже при современном уровне технологий как музыку, так и анимацию вполне возможно создавать на домашнем компьютере при вполне умеренных затратах на дополнительное оборудование и программное обеспечение, а в ближайшем будущем это станет ещё проще. Всё это будет дополняться компьютерными играми, оформленными в эстетике новой культуры и построенными на её сюжетах. Готовые произведения будут распространяться через Интернет.

Таким образом, новая культура будет полностью альтернативной и не связанной ни с каким продюсерским бизнесом — это критически важный момент. В противном случае старые социальные структуры могли бы опопсить и коммерциализировать новую культуру и таким образом нейтрализовать её. Тут новой культуре потребуется проявить принципиальность и чётко отмежеваться от всего, что делается структурами шоу-бизнеса с целью продажи за деньги.

Основной целевой аудиторией новой культуры будут, естественно, подростки. Тех, "кому за..." и кто уже как-то устроился в существующем обществе, бесполезно призывать к полной перестройке его устоев. Сюжетные мотивы будут нацелены на пропаганду идей сатанизма в сочетании с мощным эмоциональным воздействием. Основными из них, скорее всего, станут следующие:

1. Тема новых возможностей сатанистского общества.
Прежде всего, конечно, акцент будет сделан на неограниченную сексуальную свободу и отсутствие какого-либо контроля за интимной жизнью со стороны властей. Тут следует щедро рисовать захватывающие воображение подростков картины секса, пронизывающего все стороны жизни, и обнажённого тела, доступного для наблюдения в любой момент. Можно даже провозгласить, что в сатанистском обществе не будет одиноких и несчастных людей, и каждому будет гарантирован сексуальный партнёр. Незачем рассматривать конкретные пути достижения этой цели; всё получится само собой, как только будет устранено основное препятствие к достижению всеобщего счастья — христианство. (Это не в коей мере не является ложью — цель вполне достижимая, только не сразу, не при жизни первого поколения представителей сатанистской цивилизации.)

Второй важной идеей станет развитие науки и новые возможности, которые оно открывает. Основной темой, скорее всего, будет прогресс в медицине и генетике, который сделает возможным жить более ста лет и при этом всю жизнь молодо выглядеть, победить нынешние смертельные болезни и сделать возможным восстановление утраченных органов. Безусловно, будет подчёркиваться, что именно христианство и другие монотеистические религии являются основным тормозом на пути прогресса в этой области (фактов, подтверждающих это, можно найти более чем достаточно), и, стоит лишь избавиться от монотеизма, как сразу же последует мощный технологический рывок вперёд.

2. Тема страха перед негативными изменениями существующего общества.
Здесь упор будет сделан на опасность кибертоталитаризма и всеобщей слежки государства за каждым гражданином с помощью высоких технологий. Образ Старшего Брата, расставившего видеокамеры для наблюдения за всеми квартирами и лезущего в каждый компьютер в поисках чего-нибудь недозволенного, нужно всячески тиражировать, используя реальные случаи арестов и осуждений граждан за наличие у них запрещённой или пиратским образом полученной информации. Также нелишними окажутся примеры из истории — с пояснениями, что у тоталитарных режимов прошлого не было таких совершенных технических средств для слежки, которые доступны властям в наше время.

Помимо этого, значительный эффект также окажет идея тайного сговора властей западных стран с мусульманским миром — с целью совместными усилиями восстановить во всём мире средневековую патриархальную мораль, даже ценой сдачи Европы мусульманам. Многочисленные промусульманские решения властей и судов западных стран, равно как и заявления политиков о необходимости диалога и взаимопонимания с исламом, явятся вполне убедительным подтверждением этой теории.

Важно также подчёркивать неустойчивость и недолговечность нынешнего положения вещей. Выбор существует только между установлением сатанистского общества — либо сваливанием в новое средневековье; и третьего не дано. Вступай в сатанистское движение сегодня, иначе завтра на тебя наденут паранджу, если вообще не посадят в тюрьму за просмотр порнухи на компьютере, — вот что новая культура скажет следующему поколению молодёжи.

3. Тема превосходства сатанистского движения над окружающими.
В новой культуре будет подчёркиваться факт, что сатанизм является наиболее прогрессивной философией, а также большее удобство сатанистского образа жизни по сравнению с традиционным. Этого, однако, не так просто достичь вне постсоветского пространства. Если, например, в России каждое сообщество склонно считать себя "элитой", а всех окружающих — "быдлом", то в Европе внушение идеи превосходства сатанистов над представителями прежней культуры потребует серьёзных усилий в области пиара. Против нас будут работать идеи равенства культур и мультикультурализма (которые фактически распространяются только на традиционные культуры, базирующиеся на старых религиях), но в ходе вполне вероятного дальнейшего обострения конфликта между Западом и исламским миром эти идеи должны потерять свою популярность, открыв таким образом дорогу пропаганде превосходства сатанистской культуры над всеми прочими.

Другим важным мотивом станет идея превосходства молодёжи над старшими поколениями. В наше время технологии так быстро развиваются и с такой скоростью меняют мир, что старики за ними просто не поспевают — примеров тому можно привести массу. Высмеивание отсталости старшего поколения в произведениях новой культуры также внесёт свой вклад в формирование ощущения превосходства у её представителей.

Но при этом совершенно не нужно, и даже вредно, использовать тему разрушения церквей и вообще любого деструктива со стороны сатанистов. Нам требуется, чтобы, с одной стороны, энергия подростков направлялась на конструктивную цель построения новой цивилизации, а с другой — чтобы представители старого порядка не вызывали у них сочувствия.

4. Исправление перекосов, имеющихся в уже существующих постхристианских элементах культуры.
Новая культура будет чётко и недвусмысленно утверждать:
• бисексуальность как норму (развенчание мифа о "сексуальных ориентациях");
• отсутствие ограничений в пище (развенчание мифа о вегетарианстве как здоровом образе жизни);
• свободу в одежде и внешнем виде (необходимо покончить как с дресс-кодом, так и со стереотипными стилями одежды субкультур).

Таким образом, в новой культуре будет преобладать сочетание жанров утопии и антиутопии, для которых анимация, снабжённая подходящей музыкой, как раз является наилучшей формой, т.е. все важнейшие элементы новой культуры прекрасно взаимодействуют между собой. Эта культура и станет затравкой для возникновения нового молодёжного движения, реализующего идеи сатанизма на практике.

В том, что касается структуры движения, следует изучить опыт хиппи — у них есть много полезного, что можно приспособить к нынешним условиям. Построение сатанистского общества начнётся с создания отдельных "флэтов", коммун, альтернативных поселений в рамках существующего общества, обитателей которых будет объединять общность культуры, интересов и целей. Тут у нас по сравнению с хиппи 60-х будет огромное техническое преимущество — Интернет. Движение в результате станет неким подобием этнической общности, народом будущего.

Очень важно акцентировать тему принципиального отличия членов движения от окружающей массы, что это не "поиграли и вернулись домой, к маме", а серьёзно. Тут может быть полезной теория "детей-индиго", если её несколько видоизменить и приспособить к целям сатанизма. Члены движения будут чувствовать, что они по природе своей отличны от окружающих, и что ни со старшим поколением, ни с "непродвинутыми" сверстниками достичь взаимопонимания в принципе невозможно. Обратите также внимание, что именно такой путь построения альтернативных общественных структур, действующих поначалу параллельно существующему социуму, как отмечает К.Панкратов в своей работе, использовался в своё время буддизмом и христианством в их постепенном утверждении себя в качестве базовой идеологии новой цивилизации.



6. Выводы

Итак, сатанистское общество, сатанистская цивилизация не являются утопией. Именно сейчас, в ближайшие несколько десятилетий открывается редкое окно возможностей, позволяющее сатанизму выйти из катакомб и стать господствующей идеологией в Европе и, возможно, ещё в некоторых регионах, относимых к современной западной цивилизации.

Сразу нужно сказать, что постсоветское пространство (исключая Прибалтику) к таким регионам не относится. В России перспектив нет совсем никаких не только у сатанизма, но и вообще у любых серьёзных попыток модернизации и прогресса; здесь установилась "цивилизация-зомби". Так что если ты сатанист и у тебя есть возможность уехать из России навсегда — желательно этой возможностью воспользоваться. На Украине или в Белоруссии, если ты очень большой оптимист, то можешь остаться. В случае очень успешного развития сатанистской цивилизации в Европе есть некоторый (меньше 50%) шанс, что она окажет какое-то влияние на Украину и Белоруссию.

Впрочем, при нынешнем уровне развития глобальных коммуникаций участвовать в строительстве сатанистской цивилизации можно из любой точки земного шара, где есть Интернет и возможность свободно заниматься творчеством. Именно создание новой культуры, облекающей идеи сатанизма в художественные формы, является в настоящий момент главной задачей, осуществление которой приближает построение сатанистского общества в реальности.

Сейчас пока ещё трудно предугадать — как именно может произойти утверждение сатанизма в качестве базовой идеологии. Это может быть и революция, и радикальные реформы, проведённые демократическим путём, и постепенная эволюция общества в результате обычной смены поколений. Скорее всего, какое-то драматическое событие (например, разоблачение совместной террористической деятельности мусульманских и христианских фундаменталистов) станет последней каплей, которая подтолкнёт общество к решительным переменам. Важно, чтобы к этому моменту сатанизм уже был достаточно серьёзной силой, как минимум — рассматривающейся в качестве одной из альтернатив. Поэтому нужно уже сейчас заняться пропагандой сатанистских идей в форме новой культуры, а не сетевой болтовни в своём узком кругу. И тогда, может быть, мы ещё увидим пентаграмму на вершине Эйфелевой башни.



Приложение. Сатанистское общество: как оно будет выглядеть

Одна из основных сфер, которая в своём нынешнем виде для сатанистской цивилизации абсолютно неприемлема и требует радикальных реформ, если не вообще создания заново с нуля, — это система образования. Нынешняя школа настолько пропитана удушающей атмосферой коллективизма, унаследованной от педагогов XVII века, что является серьёзным тормозом развития, поскольку зачастую работает на понижение интеллектуального уровня учащихся: не только губит таланты, но иногда и способствует деградации детей со средними способностями в дебилов — потому что подходит ко всем с одной меркой, одними педагогическими методиками и программами.

Нужен индивидуальный подход, учитывающий задатки способностей каждого ребёнка и его черты характера. И тесты для их выявления, и соответствующие педагогические методики — всё уже разработано, просто не находит применения в нынешней системе из-за её консерватизма и из-за того, что это требует признания простого факты: люди, как взрослые, так и дети, не равны. Они не равны главным образом не в смысле что кто-то "высший", а кто-то "низший" (хотя бывает и такое), а в том смысле, что, например, у одного есть способности к математике, но при этом ему слон на ухо наступил, а другой имеет талант к музыке, но с превеликим трудом осваивает решение квадратных уравнений. И проблема даже не в том, что этим двум детям надо делать упор на разные предметы (в американских школах такое уже реализовано), а в том, что и один и тот же предмет вне сферы их основных способностей (например — иностранный язык) им надо преподавать по-разному. Радикальная перестройка системы образования как раз и сделает возможным индивидуальный подбор не только учебной программы, но и методов преподавания для каждого ученика. Уже одно это позволит повысить средний интеллектуальный уровень человека начиная с первого поколения, выросшего в сатанистском обществе, — просто за счёт лучшего развития потенциальных способностей в детстве. Но более эффективным использованием того, что дано человеку от природы, дело не ограничится.

Наука будет играть главнейшую роль в жизни сатанистского общества, чему поспособствует как более эффективная система образования, так и снятие существующих в наше время христианских моральных запретов на многие виды исследований. И одним из важнейших направлений научно-технологического прогресса станет совершенствование человека как биологического вида; в первую очередь — методами генной инженерии. Это не утопическая мечта, а экономическая необходимость. По мере развития техники количество знаний и навыков, которыми нужно обладать специалисту, постоянно растёт. К тому же нецелесообразно тратить самый продуктивный период жизни человека (с 20 до 30 лет) на учёбу вместо практической работы, так что в недалёком будущем потребуется не только увеличить объём образовательной программы, но и сократить при этом время на её усвоение. "Вундеркинд", поступающий в университет в 14 лет, должен стать нормой, а не редким феноменом, о котором пишут газеты. Одним только повышением эффективности системы образования здесь не обойтись; самого человека тоже придётся усовершенствовать. Даже в наше время это ни в коей мере не является фантастикой; некоторые генноинженерные технологии, позволяющие улучшить здоровье и интеллект человека, уже разработаны, только не находят применения как из-за прямых запретов, так и по причине отсутствия финансирования. В сатанистском обществе эта проблема будет решена. Свобода научных исследований в нём будет гарантирована в той же степени, как и свобода слова, собраний и личной жизни.

О последней следует сказать отдельно, поскольку масштабы влияния на сознание современного общества как христианских моральных запретов, так и ложных стереотипов, возникших при непоследовательных и половинчатых попытках эти запреты обойти, настолько велики, что даже многие сатанисты не представляют себе всей степени свободы, которая становится возможной при полной очистке культуры от всех прямых и косвенных последствий засилья христианства. Поэтому подчёркиваю особо: в сатанистском обществе будут немыслимыми какие-либо запреты и ограничения на проявление сексуальности в любой форме (исключая насилие), с любым партнёром и в любом месте. То же самое касается и возможности появления в обнажённом виде. Слова "неприлично" в языке сатанистской цивилизации не будет.

Это значит, что в сатанистском обществе не будет и института семьи в её традиционном, т.е. христианском, понимании. Собственно, в западных странах этот институт и так уже приходит в упадок. Целесообразно ли вообще регистрировать факт совместного проживания двух или более людей — это будет исключительно вопросом организации налогообложения. Думаю, что нецелесообразно: чем меньше бюрократических формальностей — тем лучше.

Что же касается детей, то здесь, я думаю, следует наконец-то признать очевидный факт: родить и воспитать ребёнка — это работа, и очень непростая. Эта работа требует определённой квалификации, которую в сатанистском обществе будет предоставлять новая система образования. И эта работа будет оплачиваться, как и любая другая. Тогда будет и ответственность за качество её выполнения.

В целом можно сказать, что сатанистское общество будет более интересным и разнообразным, чем нынешнее. Авторы утопий зачастую рисуют общество будущего устроенным проще, чем современное им, и предлагают простые и внешне эффективные решения сложных проблем. Но в реальности мы видим, что вместе с технологическим прогрессом постоянно усложняется и структура общества. Нет оснований думать, что в сатанистской цивилизации всё будет не так. А значит — сатанистам предстоит выступить первопроходцами в этой области, создателями новых общественных структур, которых история прежде не знала.


[1] Это означает также, что в России, в отличие от Западной Европы и Америки, замещение христианства на ислам возможно. Исторических перспектив у ислама всё равно нет, но на несколько десятилетий его ещё хватит. Так что если, как говорится, партия и правительство прикажут — в России всё может быть. Ведь большинству народа нет никакой разницы — кем притворяться: коммунистами, православными, мусульманами — лишь бы не попасть под раздачу за отклонение от генеральной линии.